+7(499)495-49-41

Должностная инструкция рамщика

Охрана труда

Должностная инструкция рамщика

1. К работе на пилораме допускаются рабочие не моложе 18 лет, прошедшие медицинскую комиссию, обученные и аттестованные в установленном порядке, прошедшие инструктаж на рабочем месте.

2. Рабочие, обслуживающие пилораму должны знать и соблюдать:

устройство (конструкцию), принцип работы оборудования;

основные виды и принципы неполадок;

безопасные приемы при выполнении операции распиловки;

правила складирования распиливаемого материала;

опасные факторы при выполнении распиловочных работ;

правила внутреннего трудового распорядка;

правила пожарной безопасности.

3. Рабочие не должны сами устранять неполадки в работе электрооборудования

4. Каждая лесопильная рамка должна иметь реверсивную подачу. Рамы с механизмом непрерывной подачи должны быть оборудованы дистанционным выключателем подачи.

5. На четырех вальцовых лесопильных рамках допускается распиловка бревен не короче 3 м.

Для распиловки короткомерных бревен должны быть установлены дополнительные вальцы или другие приспособления, предотвращающие подбрасывание распиливаемых бревен. Распиловка кряжей короче 1,5 м должны производиться только на специальных восьмивальцовых рамах. Распиловка кряжей и брусьев короче 0,8 м не допускается.

6. Тормоз лесопильной рамки должен обеспечить безотказное торможение при любом положении пилорамы.

7. Передние ворота лесопильной рамы должны быть сблокированы с пусковым устройством так, чтобы пуск рамы был невозможен, если между не полностью закрытыми воротами и ее станиной будет оставаться зазор более 100 мм.

8. Каждая двухэтажная лесопильная рама должна быть оборудована двухсторонней светозвуковой сигнализацией, конструкция которой обеспечила бы автоматический ответ в тех случаях, когда внизу, в опасной зоне нет людей.

9. Верхний передний посылочный валец лесопильной рамы должен быть огражден, чтобы между ограждением и распиливаемым бревном или бруском оставался зазор не более 3 см.

10.

Приемы между воротами и станинами лесопильных рам, а также проемы в самих воротах и станках, через которые пильной рамкой могут быть выброшены куски древесины и осколки поломавшихся пил, или через которые возможны случайные прикосновения к движущимся частям, должны быть надежно перекрыты листовой сталью или решетками типа жалюзи. Для удобства обслуживания лесопильной рамы в необходимых местах ограждений проемов должны иметь открывающиеся и плотно запирающие двери.

11. Отверстие в полу для шатунов, деталей механизма подачи и рычагов управления должны быть закрыты листовой сталью толщиной не менее 5мм с вырезами соответствующей конфигурации.

12. Для предотвращения подбрасывания горбылей и боковых досок в конце распиловок бревна за лесопильной рамой должны применяться специальные приспособления пневмо- и гидроприборов и других устройств.

13. Между рельсами рамных путей должен быть настил за под лицо с головкой рельс, с оставлением желобков для ребер колес рамных тележек. С наружной стороны от уровня головки рельсов к полу должен быть настлан дощатый пандус.

14. Колеса рамных тележек должны иметь ограждения. Расстояние между нижним краем ограждения колеса и рельсом не должно превышать 3мм.

15. Просвет между полом и нижним падающим вальцом лесопильной рамы более 100 мм должен быть перекрыт решеткой, через которую могут проходить опилки и кора.

Глава 2. Требования по охране труда перед началом работы

16. Одеть положенную согласно норм спецодежду.

17. Проверить наличие ограждений, состояние тормоза лесопильной рамы, блокировок, звуковую и световую сигнализацию.

18. Очистить рабочее место и проходы вокруг пилорамы.

19. Проверить работу пилорамы на холостом ходу.

Глава 3. Требования по охране труда во время работы

20. Во время работы рабочий должен следить за исправным состоянием пилорамы.

21. Передние ворота лесопильной рамы должны быть сблокированы с пусковым устройством так, чтобы пуск рамы был невозможен, если между не полностью закрытыми воротами и ее станиной будет оставаться зазор более 100 мм.

22. Следить за исправностью светозвуковой сигнализацией.

23. При всякой отлучке от пилорамы необходимо остановить электродвигатель.

24. Рабочим, обслуживающим пилораму запрещается:

самостоятельно производить ремонт электрооборудования;

производить чистку, регулировку и ремонт механизмов пилорамы во время его работы;

допускать к распиловке бревен других лиц, не имеющих на это соответствующих прав;

производить снятие ограждений во время работы;

работать с неисправностями;

работать без рукавиц и защитных очков.

25. На четырех вальцовочных лесопильных рамах допускается распиловка бревен не короче 3м.

Для распиловок короткомерных бревен должны быть установлены дополнительные вальцы или другие приспособления, предотвращающие подбрасывания распиливаемых бревен.

Распиловка кряжей короче 1,5 м должна производиться только на специальных восьми вальцовочных рамах. Распиловка кряжей и брусьев короче 0,8 м – не допускается.

26. Передвижение зажимных тележек должно осуществляться посредством привода, установленного на самой тележке.

27. Устройство для подачи бревен к лесопильным рамам должны иметь автоматические остановы и должны быть оборудованы механическими бревносбрасывателями.

28. Площадка накопителя бревен должна быть ограждена барьером, управление устройством для подачи бревен, механизмом сбрасывателя, отсылателей бревен должно быть дистанционным с рабочего места рамщика.

29. Бревна, с поперечными пропилами, гнилью, а также промороженные и обледененные не должны распиливаться на лесопильных рамах.

Глава 4. Требования по охране труда по окончании работы

30. По окончании распиловки рамщики обязаны:

убедиться в надежности отключения электрооборудования распиловочной рамы;

очистить распиловочную раму от опилок, посторонних предметов;

навести порядок на рабочем месте, освободить проходы;

протереть электрические двигатели и механизмы от опилок;.

о всех недостатках доложить мастер.

31. Вымыть руки с мылом или принять душ.

Глава 5. Требования по охране труда в аварийных ситуациях

32. При обнаружении каких-либо неисправностей необходимо немедленно прекратить работу и сообщить об этом руководителю работ.

33. Рамщик должен прекратить работу при сильном снегопаде, грозе.

34. При получении травмы, обратиться в медпункт или вызвать скорую медицинскую помощь. Поставить в известность руководителя работ.

35. При возникновении загорания, вызвать пожарную охрану, поставить в известность руководство, приступить к тушению огня имеющимися средствами пожаротушения.

Источник: http://oxpana-tryda.ru/instrukcii-po-ohrane-truda-dlya-rabochix/instrukciya-po-oxrane-truda-dlya-piloramshhika.html

Инструкция по охране труда для рамщика

Должностная инструкция рамщика

1.1. К работе на лесопильной раме могут быть допущены лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинский осмотр и признанные годными для выполнения данного вида работы, прошедшие инструктаж, обучение и проверку знаний по охране труда, пожарной безопасности, оказанию доврачебной помощи и имеющие специальное удостоверение.

1.2. Работники, совмещающие профессии, должны быть обучены безопасным приемам работы и пройти инструктаж по охране труда на всех выполняемых работах.

1.3. Работники должны знать и выполнять правила внутреннего трудового распорядка организации.

1.4. Работа на лесопильной раме производится в соответствии с утвержденной технологической картой или планом организации работ. Каждый работник должен быть ознакомлен с этими документами и выполнять во время работы их требования.

1.5. На лесопильной раме должны распиливаться сортименты длиной и диаметром не более размеров, указанных заводом-изготовителем в руководстве по эксплуатации рамы.

1.6. Работники, занятые управлением и обслуживанием лесопильной рамы, должны:

знать устройство и назначение всех узлов, механизмов, ограждений, предохранительных приспособлений, правила их эксплуатации и ухода за ними;

знать порядок работы на лесопильной раме и связанном с ней оборудовании;

уметь определять неисправности механизмов и деталей лесопильных рам и околорамного оборудования;

знать правила обмена сигналами, установленные в организации.

1.7. Рабочие места и рабочие зоны должны быть достаточно освещены.

1.8. Во время работы необходимо пользоваться средствами индивидуальной защиты (спецодежда, спецобувь, рукавицы и др.), выдаваемыми по установленным нормам. Работники, обслуживающие головное лесопильное оборудование и находящиеся вне кабины, должны пользоваться касками.

1.9. На рабочем месте необходимо соблюдать правила пожарной безопасности, курить только в установленных местах.

1.10. Переходить через движущиеся лесотранспортеры, подниматься на эстакады можно только в установленных местах по специальным лестницам и переходным мостикам.

1.11. Следует применять только стандартный инструмент и приспособления, в том числе:

лопату или скребок и метлу для систематического удаления опилок, коры и другого мусора от лесопильной рамы и околорамных механизмов;

топор для зарубки меток, обрубки наплывов, сучьев у бревен;

лом для подваживания бревен, если они сваливаются с тележки;

крючок для поворачивания и подтаскивания бревен, брусьев, горбылей и досок;

металлическую линейку для направления в необходимых случаях бревен или бруса в направляющие ножи;

линейку-выколотку для удаления засора между пилами.

Для хранения инструментов и приспособлений около лесопильной рамы должен быть установлен специальный шкаф.

1.12. Организационное руководство работой осуществляет мастер непосредственно или через бригадира. Распоряжения или указания мастера являются обязательными для выполнения всеми работниками.

1.13. Работники несут ответственность за нарушение требований настоящей Инструкции в соответствии с действующим законодательством.

2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Надеть спецодежду, обувь, головной убор, другие средства индивидуальной защиты. Одежда не должна иметь свисающих концов, которые могут быть захвачены движущимися частями механизмов.

2.2. Проверить:

исправность оградительных устройств и предохранительных приспособлений лесопильной рамы и обеспечивающих ее работу механизмов;

исправность электрической двухсторонней светозвуковой сигнализации;

целостность пил (отсутствие трещин), зубьев на пилах. Запрещается работы рамы, если у пил отсутствует более двух расположенных рядом зубьев;

наличие и исправность рабочего и вспомогательного инструмента;

исправность околорамных механизмов и устройств, обеспечивающих нормальную работу лесопильной рамы;

отсутствие на рабочих местах возле рамы и других механизмов посторонних предметов, способных затруднить работу;

не погнуты ли направляющие ножи, не забиты ли их передние кромки, не ослаблены ли их крепления.

2.3. При снятии и установке пил необходимо:

поставить пильную рамку в верхнее крайнее положение и затянуть тормозом до отказа;

комлевую и вершинную тележку отвести в крайнее от лесорамы положение и закрепить;

у лесорам с неоткрывающимися воротами закрепить верхние подающие вальцы в верхнем положении с помощью специальных приспособлений;

пилы устанавливать веером, соблюдая параллельность между пилами, и их перпендикулярность к установочной линейке;

при смене пил в момент натяжения занять устойчивое положение, не пользоваться нарощенным ключом;

к усилию рук не прибавлять вес тела, не подтягиваться на руках.

2.4. В случае выявления неисправностей принять меры к их устранению. Работать на неисправной лесопильной раме не разрешается.

3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. Работник должен выполнять только ту работу, которая поручена ему непосредственным руководителем.

3.2. Перед каждым пуском лесопильной рамы необходимо убедиться в отсутствии людей в опасной зоне и подать сигнал. Без ответного разрешающего сигнала лесопильную раму пускать нельзя. Запрещается пускать лесопильную раму, если открыты ее ворота.

3.3. Пускать посылочный механизм разрешается только тогда, когда коленчатый вал разовьет полное число оборотов. После распиловки 3 – 4 бревен необходимо остановить раму и натянуть пилы.

3.4. Когда бревно помещено на тележки, необходимо обратить внимание на положение очередного бревна, движимого транспортером. При необходимости поправить.

3.5. Не разрешается подавать в лесопильную раму гнилые, чрезмерно кривые бревна, бревна с надпилом или надрубом больше половины их диаметра, а также с металлическими предметами или следами, указывающими на их наличие.

3.6. При распиловке суковатых и неровных бревен необходимо сбавлять посылку.

3.7. Пружины или грузы, предусмотренные в конструкции лесопильной рамы для увеличения нажимного действия верхних вальцов, должны быть отрегулированы для наиболее тяжелых условий распиловки (толстые обледенелые бревна и др.) и так, чтобы верхние подающие вальцы предотвращали проскальзывание или проворачивание бревен.

3.8. Запрещается перешагивать, опираться или садиться на распиливаемый материал, стоять спиной к работающей лесопильной раме.

3.9. Горбыли или доски распиливаемого бревна нельзя поддерживать руками или ногами.

3.10. Для направления распиливаемого бревна или бруса в направляющие ножи необходимо пользоваться металлической линейкой. Отводить руками торцы горбылей или досок от направляющих ножей запрещается.

3.11. Запрещается наклоняться над направляющими ножами, расположенными на полу, и перешагивать через них, когда в лесопильной раме распиливается бревно.

3.12. Клещи рамных тележек должны быть исправными. Слабина на зажимном маховике не должна превышать 10 – 15 градусов.

3.13. Необходимо следить, чтобы клещи тележки были разжаты не ранее того, как будет распилено 2 – 3 бревна.

3.14. Не допускается, чтобы по распиливаемому бревну ударяло другое сваливаемое с транспортера или подаваемое в лесопильную раму бревно.

3.15. На четырехвальцовых лесопильных рамах следует распиливать бревна не короче 3,0 м. При распиловке бревен короче 3,0 м на рамах должны быть установлены дополнительные вальцы, специальные хомуты, ударогасители, предотвращающие подбрасывание распиленных бревен.

3.16. Лесопильную раму необходимо остановить в следующих случаях:

при получении сигнала с нижнего этажа;

при остановке позади рамных станков или механизмов и накоплении возле них материалов более, чем от трех распиленных бревен (брусьев);

при возникновении стука или другого необычного шума;

при поломке пил или деталей лесопильной рамы;

при обнаружении в распиливаемом бревне металлических предметов;

при неисправности изоляции электродвигателя или пусковой аппаратуры и “биении на корпус”;

при наличии между пилами засора;

при перегреве направляющих и появлении дыма и запаха гари.

3.17. Подтаскивать и переворачивать бревна, поправлять на транспортерах доски и горбыли, сбрасывать в люк короткие горбыли и обрезки древесины можно только крючком.

3.18. Рельсовые пути и другие места возле лесопильной рамы следует своевременно очищать от опилок, коры, кусков льда и всего, что мешает нормальной работе лесопильной рамы.

3.19. Запрещается открывать ворота лесопильной рамы до полного останова пильной рамки, транспортера и закрепления на месте зажимной тележки.

3.20. Запрещается заколачивать клинья карабинов для натягивания рамных пил, если впереди и позади лесопильной рамы находятся люди.

При заколачивании и выколачивании клиньев следует занять устойчивое положение (ноги расставить на ширину плеч, свободной рукой опереться о раму, голову держать в стороне от плоскости ударов).

3.21. Для натяжения пил ключ следует насаживать на хвостик эксцентрика полностью и плотно, чтобы он не сорвался.

3.22. Переносить, снимать и устанавливать пилы необходимо только в рукавицах. Ставить пилы на пол следует так, чтобы они приняли устойчивое положение и не упали от сотрясения или нечаянного толчка.

3.23. Засоры из постава следует удалять специальной линейкой (выколоткой) только после остановки рамы.

3.24. Запрещается включать лесопильную раму без пил, а также оставлять без присмотра работающую раму.

4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1. При аварийном состоянии лесопильной рамы и околорамного оборудования необходимо немедленно остановить их работу кнопкой “Стоп”.

4.2. По сигналу “Стоп” рамщик должен немедленно остановить лесопильную раму независимо от того, кем этот сигнал подан.

4.3. При перегреве электродвигателя нужно остановить его и дать возможность охладиться. Охлаждать двигатель водой или снегом запрещается.

4.4. При обнаружении загорания проводки необходимо немедленно остановить двигатель и отключить рубильник.

4.5. При необходимости устранения возникшей неисправности в процессе работы и проведения технического обслуживания необходимо выключить двигатель.

4.6. При обнаружении загорания или пожара немедленно сообщить в пожарную охрану, приступить к тушению очага пожара имеющимися средствами пожаротушения, принять меры для вызова к месту пожара начальника цеха.

4.7. О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец должен известить мастера или соответствующего руководителя работ.

4.8. Каждый работник должен уметь оказывать первую доврачебную помощь. Помощь необходимо оказывать немедленно непосредственно на месте происшествия. Первым делом нужно устранить источник травмирования (выключить двигатель, остановить механизм, извлечь пострадавшего из-под бревна, бруса и др.).

Оказание помощи надо начинать с самого существенного, что угрожает здоровью или жизни человека: при сильном кровотечении наложить жгут, а затем перевязать рану; при подозрении на закрытый перелом наложить шину; при открытых переломах сначала следует перевязать рану, а затем наложить шину; при ожогах наложить сухую повязку; при обморожении пораженный участок осторожно растереть, используя мягкие или пушистые ткани.

При подозрении на повреждения позвоночника транспортировать пострадавшего можно только в положении лежа на жестком основании.

После оказания доврачебной помощи пострадавший должен быть направлен в ближайшее лечебное учреждение.

5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

5.1. По окончании работы следует:

остановить лесопильную раму и околорамные механизмы;

очистить детали и рабочие места от опилок, коры и другого мусора;

проверить исправность всех узлов и деталей. При невозможности устранения неисправностей своими силами доложить о них механику или мастеру;

убрать инструмент и приспособления, используемые в работе, в отведенные для этого места.

5.2. Об имевших место недостатках в области охраны труда необходимо известить мастера или соответствующего руководителя работ.

Источник: http://prom-nadzor.ru/content/instrukciya-po-ohrane-truda-dlya-ramshchika

Рамщик на ленточной пилораме, работа рамщиком

Должностная инструкция рамщика

Такой должности официально не существует. Это обычное народное, применяемое в быту словосочетание. Правильно следует называть «оператор распиловочного станка по дереву», но мы называем попросту «рамщик».

Рамщик несет ответственность не только за саму пилораму, но и людей работающих с ним на ней. Также он несет ответственность за качество производимого им материала — лафета, доски, бруса и прочего.

Основными признаками качественного материала, принято считать точность размера материала по всей длине и его форму. Некачественным же материалом можно считать материал выпиленный «волной» по всей плоскости доски.

А для бруса, к этому еще можно добавить и ромбовидную форму сечения.

Для того что бы избежать вышеуказанных признаков плохого качества, рамщик должен уметь настраивать пилораму. Уметь правильно выполнять заточку и развод ленточных пил. Внимательно следить за установкой размеров.

Обо всём этом поговорим ниже и постараемся как можно ближе познакомить Вас с настройкой данного агрегата.

Первым делом, даже на новой только установленной раме, необходимо проверить правильную работу всех подшипников. Они попросту должны не клинить, а крутиться. Это проверяется простым способом, их надо покрутить. Их движение должно быть свободным без всевозможных заеданий. В противном случае неисправные подшипники необходимо заменить на новые.

Так же подшипники можно проверить таким способом, болтаются ли большие колёса и направляющие ролики. Если есть биение, надо заменить неисправные части. Обычно и чаще всего это подшипники, реже валы на которых они крепятся.

Проверяем натяжение ремней. Это можно сделать согласно инструкции прилагаемой к пилораме, либо просто включить и выключить основной двигатель. При слабых ремнях при разгоне издаётся «вой» двигателя, что говорит о необходимости подтяжки ремней или их замене.

Настройка рельсов

Далеенам необходимо выровнять рельсы, по которым ходит сама рама. Для начала с помощью уровня выравниваем их параллельно. Ставим уровень поперёк на оба рельса и выравниваем их согласно уровню, подымая или опуская специальными упорными болтами. Так проходим по всей длине рельс.

Следующим шагом будет выравнивание рельсов вдоль по всей длине. Помните, от данной процедуры зависит равномерность размера материала по всей его длине.

Натягиваем обычный шнур от одного края рельсы до другого и с помощью тех же упорных болтов выравниваем одну рельсу по шнуру. Повторяем то же самое со второй рельсой. Помните так же, что все упорные болты должны быть затянуты, иначе рельсы будут прыгать.

Настройка рамы

После настройки рельсов приступим к настройке самой рамы. Одеваем пильную ленту согласно инструкции и натягиваем до допустимых значений. Обратите внимание, как стоит лента.

Она должна выступать не менее 3-5 мм между большим колесом и началом зуба ленты. Если такого нет, то регулируем этот выступ с помощью специальных болтов находящихся сзади на валу большого колеса.

То же самое проделываем с направляющими роликами, двигая их вперёд либо назад.

Ну вот лента на месте теперь приступаем к установке размера. С помощью уровня выравниваем ленту, опуская или подымая направляющие ролики. Сначала вдоль ленты, а потом поперёк.

Только после этого подводим раму к первой направляющей стойке станины рельсов, на которую ложится бревно, так чтобы зубья ленты находились над направляющей стойкой. На линейке рамы ставим произвольно размер.

С помощью измерительных инструментов (рулетки, линейки, штангенциркуля и др.) измеряем расстояние от верхней кромки ленты до площадки направляющей стойки станины рельсов.

Сначала возле одного направляющего ролика потом возле второго, расстояние должно быть одинаковым. Если нет, то подстройте так как описано выше.

Выровняв расстояние, не меняя размера на линейке рамы, производим замер расстояния от нижнего зуба (это зуб пилы который разведён вниз и считается нижним разводом) до площадки станины. Это будет реальный размер, и он должен совпадать с линейкой на раме.

Если нет, то проще всего будет подогнать саму линейку к реальному размеру. Открутив её и передвигая вверх или вниз установить точный размер.

К примеру у нас от нижнего зуба до площадки станины 5 сантиметров, значит и на линейке рамы должно быть 5 сантиметров не больше и не меньше.

Далее необходимо не меняя положения ленты подвести раму ко всем направляющим стойкам станины. Произвести те же замеры что описаны выше. Желательно производить замеры возле каждого ролика. Это потому что площадки стоек станины тоже могут быть неровными и их так же можно подстроить регулировочными пластинами, добавив их или убрав лишние пластины.

Первый запуск.

Итак, мы настроили рельсы и пилораму. Теперь нам необходимо проверить свои настройки на практике. Закатываем бревно на станину и закрепляем. Ставим необходимый размер и запускаем пилораму. Не стоит спешить и сразу начинать пилить. Пусть лента раскрутится и заработает ровно.

Без резких толчков, плавно запускаете ленту в бревно и пропиливаете его. Немного притормозив перед выходом ленты из бревна, обратите внимание на её выход. Если лента выходит из бревна ровно и мягко, то настройки правильны.

Если лента на выходе «подкидывает» материал, то скорее всего направляющие ролики смотрят вниз. Либо, на ленте развод не такой, как нужно. Например верхние зубы разведены меньше чем нижние. Пила уходит вниз и на выходе делает выброс.

Так же пила может «спрыгивать» с бревна. На выходе лента как бы сползает зубьями вниз. Это говорит о том, что направляющие ролики смотрят вверх. А на ленте верхний развод больше чем нижний.

Ещё можно проверить качество развода другим способом. Не меняя размера на линейке после выхода пилы из бревна, подведите раму обратно до касания пильной ленты бревна. Если пила стоит параллельно срезу бревна, то развод идеален. Выше среза, значит развод нижних зубов больше чем верхних. Ниже среза, говорит об обратном, то-есть верхний больше нижнего.

Все эти настройки должен производить рамщик и в дальнейшем поддерживать их, своевременно производить текущую подстройку.

Заточку и развод пильных лент лучше производить самому. Только так можно будет понять, почему рама не пилит производя брак.

Зимой желательно направляющие ролики наклонить вперёд на 2-3 мм. И угол заточки делать как можно прямее до 90 градусов. Так же развод на пиле меняется, нижний делается больше. Всё это, потому что зимой ленту давит вверх и чтобы её удержать необходимо, принимать такие меры.

Ну, то, что рамщик должен уметь в уме складывать и вычитать и довольно быстро знает каждый, кто сталкивался с ленточной пилорамой и имеет хоть малейший опыт работы на ней.

О том, как ремонтировать отдельные узлы пилорамы мы опишем в других статьях. Следите за обновлениями.

Источник: http://moyapodsobka.ru/ramshhik-na-lentochnoj-pilorame-rabota-ramshhikom/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.