+7(499)495-49-41

Государственный инспектор по охране труда

Содержание

Права, обязанности и роль государственного инспектора по охране труда

Государственный инспектор по охране труда

Найм Труда > Охрана труда > Права, обязанности и роль государственного инспектора по охране труда

Соблюдение требований и предписаний трудового законодательства неразрывно связано с надлежащим осуществлением государством надзора. Права работника будут соблюдаться в полной мере в том случае, когда работодатель знает, что его деятельность подконтрольна, а любое нарушение законодательства в сфере труда может привести к соответствующим санкциям.

Именно поэтому федеральная инспекция труда – в частности государственные инспекторы труда (ГИТ) — играют большую роль в регулировании отношений, которые возникают в процессе взаимодействия работника и работодателя.

Государственный инспектор труда: понятие и роль

Кто такой государственный инспектор по охране труда?

Таким образом, единственным руководством для ГИТ и ФИТ является законодательство РФ.

Основной целью существования таких образований как ФИТ является защита прав работников и охраны труда в целом. Помимо выполнения таких функций, как участие в проведении расследований вследствие несчастного случая, имевшего место на производстве и страховании работников, ФИТ также осуществляет функции надзора, обладает полномочиями по контролю в отношении банкротящихся организаций.

В полномочия ГИТ также входит проверка соблюдения требований безопасности, которые варьируются в зависимости от типа деятельности, осуществляемой той или иной организацией. Более того, в задачи ФИТ входит дача рекомендаций работникам и работодателям относительно способов более эффективного соблюдения законодательства в сфере труда.

Таким образом, деятельность ГИТ не ограничивается исключительно защитой интересов работника или восстановления его прав, но также направлена на создание и оптимизацию безопасных условий труда, соответствующих всем требованиям законодательства, путем обобщения сложившейся практики.

Права и обязанности инспектора 

Права, которыми обладает ГИТ, прямо перечислены в законодательстве РФ, а именно в ст. 357 Трудового Кодекса РФ. Анализируя положения указанной статьи, можно провести деление прав ГИТ на две большие группы.

Первая группа прав

ГИТ имеет определенные полномочия.

Относится к реализации им функций по выявлению нарушений законодательства в сфере труда, совершенных работодателями или их уполномоченными представителями, а также иных взаимосвязанных НПА. Такие права включают в себя:

  1. Право в любое время осуществить беспрепятственное посещение работодателя (в том числе физического лица) или какой-либо инспектируемой организации;
  2. Право запрашивать и получать от работодателей, органов МСУ или исполнительной власти, проверяемых организаций всю необходимую информацию или документацию, которую инспектор считает необходимой для того, чтобы всеобъемлюще осуществлять свои контрольные и надзорные функции;
  3. Право на получение образца или изъятие каких-либо веществ и материалов, при реализации данного права ГИТ обязан составить акт, подтверждающий изъятие конкретной вещи.

Вторая группа прав

Имеет право запрашивать необходимые документы.

Предоставляет ГИТ возможности для пресечения совершения каких-либо нарушений в сфере труда, такие права можно назвать определенными властными полномочиями, которыми наделен ГИТ.

Сюда включаются:

  • право выносить предписания в адрес работодателей, содержащие в себе требование устранить нарушения, допущенные в отношении трудового законодательства. Стоит отметить, что такие предписания носят не рекомендательный, а обязывающий характер;
  • право обращаться в суд с требованием о ликвидации организации-работодателя в виду обнаружения факта несоблюдения требований, предъявляемых к охране труда, а также на основании соответствующей государственной экспертизы;
  • право отстранять работников от выполнения трудовых функций в случае непрохождения последними обязательного обучения, стажировки, аттестации и прочего;
  • право составления протоколов и рассмотрения административных дел в пределах, установленных для ГИТ законодательством РФ и другие.

Обязанности, возложенные на ГИТ, перечислены в статье 358 ТК РФ, в них входит обязанность соблюдения законодательства в сфере труда и сопутствующих ему НПА, а также обязанность не разглашать охраняемую законом тайну (коммерческую, государственную и др.) и конфиденциальность источника поступления жалобы, не сообщать работодателю о сделавшем обращение заявителе.

Основной обязанностью, тем не менее, является качественное выполнение своих функций в соответствии с законом.

Проведение проверки государственным инспектором по охране труда

Инспектор может совершать проверки.

Процедура проведения проверки описана в статье 360 ТК РФ и предоставляет ГИТ возможность проводить 2 типа проверок: плановую и внеплановую. Территориальные пределы, в рамках которых ГИТ может осуществлять подобные проверки, ограничены юрисдикцией и территорией РФ.

Проверка направлена на выявление нарушений, допущенных работодателем в рамках трудового права в процессе его деятельности, или на выявление факта выполнения ранее выданных предписаний.

ГИТ, несмотря на наличие у него достаточно широкого круга полномочий, не может истребовать больший объем информации, нежели предусмотрено законом.

Так, инспектор может затребовать все кадровые и сопутствующие им документы для проверки на соответствие требованиям законодательства, но не может попросить представить документы, не связанные с трудовым правом, содержащие конфиденциальную информацию инспектируемого.

Внеплановая проверка может быть проведена на основании обращений и заявлений, в которых говорится о факте нарушения конкретным работодателем положений законодательства в сфере труда, после истечения срока, отведенного на устранение ранее выявленного нарушения, а также в случае наличия приказа ФИТ, изданного на основании поручения Правительства РФ, прокурора и других уполномоченных лиц. Уведомление работодателя о проверке не предусмотрено.

Источник: https://naimtruda.com/ohrana/prava-gosudarstvennogo-inspektora-truda.html

Должностная инструкция государственного инспектора (правового, по охране труда) Государственной инспекции труда по Санкт-Петербургу, Приказ Государственной инспекции труда по Санкт-Петербургу от 26 октября 1995 года №086

Государственный инспектор по охране труда

1.1. Основными задачами государственной инспекции труда являются:

1.2.

Осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда, а также связанных с ним законодательных и правовых актов о возмещении вреда, причиненного здоровью работника, социальном страховании, занятости, банкротстве и приватизации предприятий, коллективных договорах и соглашениях, законодательства Российской Федерации об охране труда на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности.

1.3. Защита трудовых прав работников, защита их от незаконных действий работодателей, должностных лиц и других ответственных работников, ущемляющих права.

1.4. Анализ обстоятельств и причин нарушений законодательства о труде, выработка мер по их устранению.

1.5. Содействие овладению работодателями и работниками знаниями законодательства Российской Федерации и действующих норм и нормативов о труде и охране труда.

1.6. Государственный инспектор (правовой, по охране труда) в своей работе непосредственно подчиняется главному государственному (правовому, по охране труда) инспектору по группе отраслей, выполняет его законные требования и распоряжения.

1.7.

В своей работе государственный (правовой, по охране труда) инспектор руководствуется конституцией Российской Федерации, Указами Президента Российской Федерации, Постановлениями Правительства, законодательством о труде, Законами в области занятости, банкротства, приватизации, социального страхования, охраны труда, Положением о федеральной инспекции труда (Рострудинспекции), утвержденным Указом Президента Российской Федерации N 1504 от 20.07.94, приказами, распоряжениями Рострудинспекции, и настоящей должностной инструкцией.

1.8. Государственный инспектор (правовой, по охране труда) осуществляет свою деятельность во взаимодействии с правоохранительными органами, органами исполнительной власти Санкт-Петербурга, другими органами надзора и контроля.

1.9. На должность государственного (правового, по охране труда) инспектора назначаются лица, имеющие соответствующее высшее образование и стаж практической работы не менее трех лет.

1.10. Государственный (правовой, по охране труда) инспектор назначается приказом Главного государственного инспектора труда по Санкт-Петербургу.

1.11. Государственный инспектор (правовой, по охране труда) в своей работе непосредственно подчиняется руководителю структурного подразделения государственной инспекции труда по Санкт-Петербургу Главному Государственному (правовому, по охране труда) инспектору.

II. Обязанности государственного инспектора по охране труда

2.1. Государственный инспектор по охране труда обязан:

– сохранять государственную служебную и коммерческую тайну, полученную при осуществлении своих полномочий, не сообщать работодателю сведения о лицах, обратившихся к нему с заявлением, жалобой;

– контролировать соблюдение установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве и, при необходимости, давать по ним заключения;

– анализировать обстоятельства и причины нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов по охране труда и принимать меры по их устранению;

– проводить предупредительный надзор за строительством новых и реконструкцией действующих объектов производственного и социально-культурного назначения с целью предотвращения отступления от проектов, ухудшающих условия труда, снижающих его безопасность;

– информировать работников предприятий, организаций и учреждений о выявленных по результатам обследований нарушениях правовых актов об охране труда;

– направлять работодателям материалы проверок состояния условий труда и производственного травматизма для принятия мер;

– оформлять каждое обследование предприятия, учреждения, организации любой формы собственности предписанием и добиваться от работодателя выполнения выданного предписания, устранения обнаруженных в ходе проверок нарушений по охране труда;

– рассматривать заявления, письма, жалобы и иные обращения работников и их объединений о нарушениях их прав по охране труда и принимать меры по их устранению;

– отчитываться о своей работе перед вышестоящим руководителем.

III. Права государственного инспектора по охране труда

3.1. Государственный инспектор по охране труда имеет право:

– беспрепятственно посещать в любое время суток предприятия и их подразделения в целях осуществления надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных актов по охране труда;

– запрашивать и беспрепятственно получать от органов исполнительной власти (предприятий) документы, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;

– налагать в установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях штрафы на руководителей, должностных лиц и других ответственных работников предприятий, виновных в нарушении законов и иных нормативных актов по охране труда;

– предъявлять руководителям, должностным лицам и другим ответственным работникам предприятий обязательное для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных актов по охране труда, о привлечении лиц, ответственных в этих нарушениях, к дисциплинарной ответственности или отстранении их от должности в установленном законом порядке;

– передавать материалы на работодателей и других должностных лиц предприятий, организаций и учреждений любой формы собственности, не обеспечивающих соблюдение законодательства, правил и норм по охране труда, не выполняющих предписания государственного инспектора по охране труда, в правоохранительные органы;

– приостанавливать эксплуатацию производственного оборудования и деятельность производственных подразделений в случаях нарушения норм и правил по охране труда;

– отстранять от работы лиц, не прошедших обучение, инструктаж и проверку знаний правил, норм и инструкций по охране труда;

– контролировать выполнение работодателями мероприятий по охране труда, предусмотренных коллективными договорами, соглашениями и требовать устранения допущенных в этой части нарушений условий коллективных договоров, соглашений;

– ставить вопрос перед главным государственным инспектором по охране труда о приостановке работы цехов, производств, предприятий, организаций и учреждений любой формы собственности, на которых выявлены нарушения требований по охране труда, представляющих угрозу жизни и здоровью работников, до устранения этих нарушений;

– требовать от проектно-конструкторских организаций, предприятий-изготовителей внесения изменений в технологические процессы, конструкции оборудования, не соответствующие требованиям по охране труда, и ставить вопрос о прекращении производства;

– участвовать в комиссиях по приемочным испытаниям опытных образцов оборудования и давать заключения о возможности его производства;

– проводить выборочную экспертизу проектов строящихся и реконструируемых объектов производственного и социально-культурного назначения, требовать от работодателей проведения экспертизы этих проектов на соответствие их требованиям правил и норм по охране труда и экологическим требованиям;

– участвовать в работе комиссий по приемке в эксплуатацию новых или реконструированных предприятий, цехов, участков, зданий и сооружений производственного и социально-бытового назначения и принимать решения о возможности ввода их в эксплуатацию;

– требовать в необходимых случаях от работодателей проведения технической экспертизы состояния зданий, сооружений, оборудования технологических процессов для определения возможности их дальнейшей эксплуатации;

– вносить в соответствующие органы предложения о привлечении предприятий, организаций и учреждений любой формы собственности к экономической ответственности за допущенные нарушения требований охраны труда;

– вне очереди приобретать билеты на все виды транспорта при следовании в командировку, бронировать и получать места в гостиницах при выезде в командировку.

3.2. Работодатель обязан обеспечить государственного инспектора по охране труда необходимыми условиями труда (предоставить помещение, оргтехнику, средства индивидуальной защиты).

3.3. Действия государственного инспектора по охране труда обжалуются в установленном законодательством порядке.

3.4. Социальные гарантии деятельности государственного инспектора по охране труда осуществляются в порядке, установленном законом.

IV. Обязанности государственного правового инспектора труда

4.1. Разбираться в текущем законодательстве, знать судебную и арбитражную практику по трудовым и хозяйственным спорам.

4.2. Осуществлять контроль и надзор за соблюдением законодательства о труде, занятости, коллективных договорах, за предоставлением социальных гарантий трудящихся работодателями на всех предприятиях независимо от форм собственности.

4.3. Проводить проверки соблюдения законодательства о труде на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от их форм собственности и ведомственной принадлежности, информировать о результатах проверки работодателя, требовать устранения выявленных нарушений.

4.4. Своевременно подготавливать представление об устранении работодателем выявленных нарушений законодательства о труде.

4.5. Вносить на рассмотрение работодателей предложения, направленные на устранение и предупреждение нарушений трудового законодательства, а в необходимых случаях доводить о них до сведения органов прокуратуры.

4.6. Вести прием и рассмотрение заявлений, писем, жалоб и иных обращений работников о нарушении их трудовых, социально-экономических прав и прав на охрану труда, принимает меры по их устранению.

4.7. Проводить обучение работодателей и работников по вопросам нормативно-правовых актов о труде и охране труда.

V. Права государственного правового инспектора труда

5.1. Беспрепятственно посещать предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности в целях осуществления надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и иных нормативно-правовых актов о труде.

5.2. Проводить проверки соблюдения законодательства о труде Российской Федерации.

5.3. Налагать в установленном законодательством Российской Федерации об административных нарушениях порядке штрафы на работодателей, должностных лиц и других ответственных работников предприятия, учреждений, организаций независимо от форм собственности.

5.4. Запрашивать и получать от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, предприятий документы, объяснения и иную информацию, необходимую для выполнения надзорных и контрольных функций.

5.5. Предъявлять работодателям, должностным лицам и другим ответственным работникам предприятий обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о труде, о привлечении виновных в этих нарушениях к дисциплинарной ответственности или отстранении их от должности в установленном порядке.

5.6. Сохранять государственную, коммерческую и служебную тайну, полученную при осуществлении своих полномочий, не сообщать работодателю сведения о лицах, обратившихся с жалобой.

VI. Ответственность государственного инспектора (правового, по охране труда)

6.1. Государственный инспектор (правовой, по охране труда) несет ответственность за выполнение обязанностей и осуществление прав, предусмотренных настоящей должностной инструкцией и Положением о Федеральной инспекции труда в установленном порядке.

Текст документа сверен по:

Должностная инструкция
государственного инспектора
(правового, по охране труда)
Государственной Инспекции
Труда по Санкт-Петербургу.- СПб, 1995 год.

Источник: http://docs.cntd.ru/document/9105776

Государственный инспектор труда на предприятии

Государственный инспектор по охране труда

Государственный инспектор труда может прийти в любую организацию, независимо от ее численности и специфики деятельности, в любое время суток, без уведомления.

и потребовать предъявить ему более 40 различных документов, предусмотренных трудовым законодательством. Быть готовым к этому визиту вам поможет публикуемый материал.

Проверки организаций по вопросам соблюдения трудового законодательства, проводимые Государственной инспекцией труда, бывают: плановые и внеплановые; целевые, комплексные и тематические; совместные c другими инспектирующими организациями.

Планы проверок составляет как сама инспекция, так и лично каждый инспектор. С годовым графиком плановых проверок предприятий, например по г. Москве, можно ознакомиться на их официальном сайте.

Под внеплановую же проверку может попасть любая организация по территориальному или отраслевому признаку закрепленная за инспектором.

Чаще всего под внеплановые проверки попадают организации, в которых происходили несчастные случаи на производстве, ранее были выявлены нарушения, поступали жалобы от сотрудников, организаций в которых по определению, при производстве работ, имеются опасные и вредные факторы и т.д.

О предстоящей проверке инспекторы обычно предупреждают заранее по телефону или письменно. Но совсем не обязательно. Бывает в документах о плановой проверке указана организация, например Энергетический институт, а этот институт сдает помещения десяткам арендаторов. Проверяются так же и они, без предварительного уведомления.

Обнаружив нарушения, трудовики выписывают предписание их устранить. Чтобы проверить, как оно выполнено, инспекторы могут прийти повторно. Такую проверку называют контрольной или повторной.

Повторную проверку можно предотвратить, если государственным инспекторам заранее (до срока, установленного в предписании) будут представлены документы, подтверждающие, что предписание выполнено.

Пример. В ходе плановой проверки ООО «Вектор» трудовой инспектор обнаружил, что организация нарушила ст. 67 Трудового кодекса РФ: не оформила трудовые договоры с некоторыми работниками. Инспектор оштрафовал руководителя организации на 1500 руб. (ч.

1 ст. 5.27 КоАП РФ) и вынес предписание за месяц нарушение устранить. Однако уже через две недели начальник отдела кадров ООО «Вектор» представил в трудовую инспекцию оформленные трудовые договоры. Повторную проверку инспектор проводить не стал.

Плановые проверки могут проводиться не чаще одного раза в два года (так сказано в Федеральном законе от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ (ст. 7)).

Это требование не относится к проверкам по жалобам — целевым проверкам. Целевые проверки — это проверки по жалобам работников.

Как правило, любая жалоба (за исключением анонимных) влечет за собой визит инспекторов. Ограничений по периодичности для них нет.

Пример. На прием в инспекцию пришла мама несовершеннолетнего работника. Она пожаловалась, что в ООО «Вектор» нарушаются права ее сына. Директор организации отказывается предоставить ему отпуск в летнее время. Чтобы проверить информацию по жалобе, была назначена целевая внеплановая проверка этой организации.

Если работник просит, чтобы его жалоба осталась в тайне, инспекторы проведут тематическую проверку. При этом тему они определят исходя из заявления жалобщика и разделов Трудового кодекса РФ: трудовой договор; рабочее время и время отдыха; труд женщин и несовершеннолетних; оплата труда; гарантии и компенсации и т.д.

Тематической может быть не только проверка по жалобе, но и плановая проверка.

Чтобы проверить, как фирма соблюдает трудовое законодательство в целом, инспекторы проведут комплексную проверку. Чаще всего она бывает плановой.

Совместные проверки проводятся в том случае, если информация о нарушениях трудового законодательства поступила в инспекцию из других контролирующих ведомств, трудовики могут провести проверку вместе с ними.

Пример. В инспекцию из ГУВД Москвы поступила информация о том, что ООО «Вектор» незаконно привлекает к работе иностранцев. Было решено провести совместную проверку. В ней участвовали инспектор труда, инспектор ОВИР, инспектор Управления по делам миграции ГУВД Москвы.

Максимальный срок проверки ГИТ — один месяц.

Государственный инспектор по труду может прийти в любую организацию, независимо от ее численности и специфики деятельности, в любое время суток, без уведомления и потребовать предъявить ему более 40 различных документов, предусмотренных трудовым законодательством.

Как себя вести с инспектором?

1. Следует быть максимально открытым и дружелюбным. Желательно излучать радость от того, что наконец то познакомился со своим инспектором и быть максимально готовым к сотрудничеству. О чем следует напрямую заявить.

2. Пускать во все помещения. Не бояться, что инспектор увидит лишнее. Дело в том, что если инспектора не пустить туда, куда он хочет попасть, он, для реализации своих прав может и обязан обратиться к правоохранительным органам. В этом случае вам придётся договариваться ещё и с ними.

3. Не скрывая гордости показать инспектору ваши документы по охране труда. Он обязательно найдёт в документах недостатки или недостаток самих документов. Это его работа.

4. Инспектора очень любят находить в организации требуемые документы. Не страшно, что в них он найдёт нарушения. Очень плохо, если документов нет совсем, тогда ему будет нечем заняться и он начнёт исследовать территорию.

5. По окончанию проверки вы получите предписание. Не стоит возмущаться. Лучше поблагодарить инспектора за то, что он уделил время вашей организации и пообещать исправить все недостатки.

6. Если вы исправите недостатки в документах и лично привезёте их ему в ГИТ, повторно проверять он вас не будет.

Теперь о предоставляемых документах:

Локальные нормативные акты нужны для того, чтобы адаптировать трудовое законодательство к особенностям конкретной организации. Они разрабатываются непосредственно в организации, касаются в целом трудового коллектива и необходимы для последующей индивидуальной работы с каждым сотрудником.

Документация по кадровым функциям (документация по личному составу) всегда привязана к конкретному работнику и отражает специфику его должности (профессии), условий приема на работу, результатов труда и т.п. Такими документами являются основания к приказам и приказы по личному составу, первичные учетные документы, личные документы граждан, информационно-справочные документы.

Государственные инспектора труда по роду деятельности делятся на две категории: по юридическим вопросам и по вопросам охраны труда. Запрашиваемые документы как правило находятся в кадрах, бухгалтерии и службе охраны труда.

Список документов, предъявляемых государственному инспектору труда:

1. Правила и инструкции по охране труда (Статьи 212, 217 ТК РФ).

2. Комплект всех нормативных правовых актов по охране труде, применимых к предприятию работодателя (Статья 212 ТК РФ. Федеральный закон от 17.07.1999 N 181-ФЗ «Об основах охраны труда.

в Российской Федерации»).

3. Правила внутреннего трудового распорядка, утвержденные приказом работодателя (Статьи 189, 190 ТК РФ).

4. Положение об оплате труда (Статья 135 ТК РФ).

5. Положение о премировании (Статья 144 ТК РФ).

6. Положение о персональных данных работников или другие документы, регулирующие порядок использования персональных данных работников на предприятии (Статья 87 ТК РФ).

7. Трудовые договоры со всеми работниками (срочные договоры, с указанием основания (причины) для заключения договора на определенный срок) (Статьи 67, 59 ТК РФ).

Источник: http://www.ohrana-truda-rf.ru/prava-gosudarstvennyx-inspektorov-truda/

проверка государственной инспекции труда

Государственный инспектор по охране труда

Проверка государственной инспекции труда и визит проверяющих органов – это испытание для любого работодателя. Но если знать требования, предъявляемые действующим законодательством к внутренней документации, как кадровой, бухгалтерской, так и по охране труда, то подготовиться к проверке можно заранее.

Какие бывают проверки по охране труда

Государственные инспекторы труда проводят плановые и внеплановые проверки всех работодателей – организаций и физических лиц (ч. вторая ст. 360 ТК РФ). Основанием для проверки является План проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Он согласован с Прокуратурой города Москвы и размещен на ее официальном сайте.

Плановая проверка по охране труда может проводиться не чаще одного раза в три года. Она может быть как выездной, так и документарной. Но в любом случае о плановой проверке работодателя должны уведомить не позднее, чем за три дня до ее начала.

Неожиданностью для работодателя может стать внеплановая проверка по охране труда. Основанием для ее проведения являются:

  • Истечение срока исполнения предписания об устранении нарушений, выявленных ранее.
  • Обращения и заявления граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информация от органов государственной власти, органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства, которые ставят под угрозу здоровье и жизнь сотрудников.
  • Обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав.
  • Запрос работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте.
  • Приказ (распоряжение) руководителя (заместителя руководителя) федеральной инспекции труда о проведении внеплановой проверки.

Какие документы будут проверять в ходе проверки по охране труда

В рамках проводимой плановой проверки, государственный инспектор труда, уведомляя Вас о проверке, направит в Ваш адрес запрос на предоставление документов. Примерный перечень документов при проведении проверки по охране труда вы можете скачать по ссылке.

При этом необходимо отметить, что это не исчерпывающий перечень. Государственный инспектор труда в ходе проведения проверки имеет право запросить дополнительные документы с учетом Вашей отрасли и видов выполняемых работ.

При проведении внеплановой проверки по обращению работника государственный инспектор труда имеет право запросить необходимые документы в пределах вопросов, указанных в обращении.

Выходить за рамки обращения государственный инспектор труда не имеет права.

Так если работник обратился с обращением по вопросу задержки выплаты заработной платы, то государственный инспектор труда запросит примерно следующие документы:

  • Штатное расписание.
  • Трудовой договор работника со всеми дополнительными соглашениями к нему.
  • Положение об оплате труда.
  • Правила внутреннего трудового распорядка.
  • Бухгалтерские документы, подтверждающие правильность начисления заработной платы.
  • Бухгалтерские документы, подтверждающие своевременность выплаты заработной платы, либо справку о задолженности по заработной плате с указанием суммы задолженности.

Самые распространенные нарушения, выявляемые в ходе проведения проверки по охране труда

  1. Не созданы для инвалидов, работающих в учреждении условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.
  2. Не организовано обучение и проверка знаний по охране труда руководителей (включая генерального директора) и специалистов предприятия.
  3. В организации отсутствует программа вводного инструктажа.

  4. Не разработаны в установленном законом порядке инструкции по охране труда для работников.
  5. В организации отсутствуют программы (объемы) проведения первичного инструктажа по охране труда на рабочем месте для определенных профессий или видов работ.

  6. Не организовано проведение инструктажей на рабочем месте (первичные, повторные, внеплановые и целевые).
  7. С работниками не организовано проведение стажировок на рабочем месте.
  8. Не соблюдается периодичность проведения повторного инструктажа.
  9. Не организовано проведение вводного инструктажа.

  10. В организации отсутствует (не создана) служба охраны труда (должность специалиста по охране труда).
  11. Не организовано проведение специальной оценки условий труда (аттестации рабочих мест по условиям труда).
  12. Приказом не назначен ответственный за электрохозяйство, прошедший в установленном порядке обучение и проверку знаний требований.

  13. Не организовано проведение предварительных и периодических медицинских осмотров.

  14. Не обеспечено приобретение и выдача прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия СИЗ работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.

  15. Работникам выдается несертифицированная, без наличия санитарно-эпидемиологического заключения СИЗ.
  16. Не обеспечено информирование работников о полагающихся им СИЗ. При заключении трудового договора работодатель не ознакомил работников с типовыми нормами выдачи СИЗ, соответствующими их профессии и должности, правилами.

  17. Выдача работникам и сдача ими СИЗ не фиксируются записью в личной карточке учета выдачи СИЗ.

  18. Не организовано проведение инструктажей работников о правилах применения СИЗ, простейших способах проверки их работоспособности, исправности и не организованы тренировки по их применению, при выдаче СИЗ, применение которых требует от работников практических навыков (респираторы, противогазы, самоспасатели, предохранительные пояса, накомарники, каски и др.).
  19. График отпусков утвержден позднее, чем за две недели до начала календарного года.
  20. Книга учёта и движения трудовых книжек и вкладышей к ним не пронумерована, не прошнурована и не заверена подписью руководителя организации, а также не скреплена сургучной печатью или опломбирована.
  21. Не разработано и не утверждено Положение о хранении и использовании персональных данных работников организации.
  22. Работник организации не извещаются под роспись о времени начала отпуска не позднее, чем за две недели до его начала.
  23. При приеме на работу (до подписания трудового договора) работника под роспись не знакомят с правилами трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника.

Как успешно пройти проверку проводимую Государственной инспекцией труда

Успешное прохождение проверки можно уложить в 7 шагов:

  • Узнать на сайте Прокуратуры запланирована ли в Вашей организации плановая проверка.
  • Проанализировать, какие проблемы с документацией есть в организации (в этом Вам поможет данная Памятка).
  • Подготовить необходимую документацию, которая понадобится для проверки.
  • Проверить удостоверение инспектора, который придет к Вам в организацию, соблюдение процедуры уведомления о проводимой проверке.
  • Внимательно изучить распоряжение на проведение проверки. Помните, что инспектор не может отклониться от цели проводимой проверки.
  • Уверенно общаться с проверяющим. Не бояться фиксировать нарушения процедуры проведения проверки проверяющим. Помните, что должностное лицо проводящее проверку соблюдения законодательства, в первую очередь должно само соблюдать действующее законодательство, определяющее порядок проведения проверок и свой должностной регламент.
  • Предоставить проверяющему «Журнал учета проверок» для заполнения.

Зачастую работодатели не знают, как общаться с инспектором и не могут отстоять свои права. Поэтому лучше привлечь к работе опытного юриста, у которого есть опыт общения с трудовыми инспекциями. Такой специалист знает, что могут проверять инспекторы, а что проверять не должны, как отвечать на вопросы проверяющих и в каком случае можно оспорить предписание трудовой инспекции.

Помните, что каждое нарушение по охране труда грозит немалым штрафом. Если вам предстоит проверка, лучше не медлить и обратиться за помощью к специалистам.

by HyperComments

Источник: http://www.unitalm.ru/blog/7-shagov-dlja-uspeshnogo-prohozhdenija-proverki-gosudarstvennoj-inspekcii-truda-ili-organami-prokuratury/

Основные полномочия федеральной инспекции труда

Государственный инспектор по охране труда
Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, реализует обязанность государства соблюдать и защищать данные права и свободы.

Эффективность подобной защиты напрямую зависит от условий, которые созданы в государстве для реализации надзорной деятельности, в частности, от нормативно-правового регулирования. Подробнее о полномочиях федеральной инспекции труда читайте в представленном материале.

Согласно ч. 1 ст.

353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением законодательства о труде и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством РФ.

СТРУКТУРА ФЕДЕРАЛЬНОЙ ИНСПЕКЦИИ ТРУДА

Федеральная инспекция труда является единой централизованной системой, состоящей из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением законодательства о труде и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).

В структуре федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации полномочия по осуществлению функций по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, возложены на Федеральную службу по труду и занятости (Роструд)[1].

Роструд осуществляет возложенные на него полномочия непосредственно и через свои территориальные органы, уполномоченные на осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, — государственные инспекции труда в субъектах Российской Федерации[2].

Руководство деятельностью федеральной инспекции труда осуществляет руководитель Роструда — главный государственный инспектор труда Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ.

Осуществление федерального надзора за соблюдением трудового законодательства о труде и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, — не единственное направление деятельности Роструда.

Кроме этого на Роструд возложены полномочия в сфере занятости населения, альтернативной гражданской службы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.

Специализированным структурным подразделением Роструда, созданным для реализации функций по методологическому обеспечению государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также для организации деятельности государственных инспекций труда, является Управление надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде Федеральной службы по труду и занятости, возглавляемое начальником Управления, являющимся заместителем главного государственного инспектора труда Российской Федерации.

Справка. По состоянию на 1 января 2012 г. в ведении Федеральной службы по труду и занятости находились 82 государственные инспекции труда.

ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ИНСПЕКЦИИ ТРУДА

Федеральная инспекция труда руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Минтруда России.

В соответствии с положениями ст. 355 ТК РФ основными задачами федеральной инспекции труда являются:

1) обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;

2) обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

3) обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

4) доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Нормативные правовые акты, определяющие правовой статус и полномочия федеральной инспекции труда:

  • Трудовой кодекс РФ;  

Источник: https://www.profiz.ru/kr/11_2012/inspekciya_truda/

Трудовая инспекция в Москве, официальный сайт, адрес и телефон

Государственный инспектор по охране труда

Государственная трудовая инспекция в Москве защищает права работающих граждан, которые закреплены в Трудовом Кодексе РФ, но далеко не всегда работодатели стремятся их соблюдать.

В случае возникновения трудовых споров или грубого ущемления законных прав работников необходимо обращаться в государственную трудовую инспекцию Москвы.

Этот орган выступает гарантом соблюдения трудового права и представлен в каждом субъекте Российской Федерации.

Каждый работник, который считает, что работодатель нарушает его трудовые права, имеет право обратиться в трудовую инспекцию с жалобой.
Трудовая инспекция:

  • Принимает, рассматривает письменные обращения граждан по поводу нарушения их трудовых прав
  • Принимает меры к работодателям для устранения этих нарушений
  • То есть, в трудовую инспекцию можно обратиться, если работодатель:

    • Незаконно уволил сотрудника
    • Не выплатил ему заработную плату или другую, компенсацию, предусмотренную трудовым законодательством
    • Нарушает график рабочего времени и времени отдыха
    • Нарушает право работника на ежегодный основной или дополнительный отпуск
    • Нарушает другие трудовые права работников, предусмотренные действующим трудовым законодательством

    В трудовую инспекцию, согласно ст. 360 ТК РФ, может обратиться не только работник, которые официально трудоустроен, но и любой другой гражданин, который считает, что работодатель незаконно отказал ему в трудоустройстве. Точно такие же функции и у Государственной трудовой инспекция Москвы.

    В эту организацию могут обратиться работники, которые трудоустроены у работодателей, зарегистрированных в Москве и Московской области.
    Приём граждан в инспекции по труду в Москве осуществляется по электронной и «живой» очереди. Приём ведётся по разным адресам.

    Специалисты в трудовой инспекции в Москве проводят консультации граждан по скайпу, а также дают устные разъяснения по телефону. Для этого существует «горячая линия».

    Жалоба в трудовую инспекцию Москвы

    Подать жалобу в Трудовую инспекцию по Москве можно несколькими способами:

    При личном обращении гражданина проблем с подачей заявления не возникает. Он должен привезти жалобу в 2-ух экземплярах в инспекцию.

    Один экземпляр жалобы будет зарегистрирован как входящий документ – ему присвоен номер. Этот номер, а также дату принятия жалобы, секретарь поставит на экземпляр, который останется у заявителя.

    В течение 30 дней, начиная с момента приёма заявления, заявителю должен прийти ответ.

    При отправлении заявления Почтой, необходимо оформить письмо как заказное с уведомлением и описью вложенного. Когда уведомление вернётся заявителю, на нём будет указано число принятия письма. С этой даты начинается «отсчёт» 30 дней.

    При подаче жалобы, работник должен указать:

    • Свои данные
    • Свой электронный адрес и телефон
    • Данные работодателя
    • Его фактический и юридический адрес
    • Тип организации – бюджетная или внебюджетная
    • Свою должность
    • Информацию о руководителе

    Затем необходимо описывать свою проблему. Сделать это нужно грамотно, с точки зрения русского языка и стилистики обращения. Нельзя использовать оскорбительные выражения и жаргонизмы. Жалоба должна быть краткой и содержательной, все факты должны быть достоверны и проверены.
    Заявитель может приложить к жалобе документы, в виде прикреплённых файлов различного формата.

    Затем указть свои требования, которые нужно просто отметить «галочкой». После этого, жалобу можно отправлять.

    Официальный адрес трудовой инспекции Москвы

    Официальный адрес трудовой инспекции по г. Москве – ул. Домодедовская, д. 24, корпус 3. Добраться до инспекции можно следующим образом – от м. Домодедовская сесть на автобусы № 148, 694, 766, 274 или на маршрутное такси № 564м, 635м.

    Приём граждан по вопросам, связанным с трудовыми правами, в порядке «живой» очереди производится по адресу ул. Верхние поля, д. 11, корп. 1 стр. 1 (левая сторона двухэтажного торгового здания), вывеска на входе «Базовый центр охраны труда ЮВО г.

    Москвы»; от ст. метро Братиславская, далее маршрутное такси № 520 м, 517 м, 526 м, 5 остановок до Краснодонской улицы, пешком 500 метров.
    Время приёма – понедельник, вторник с 10-00 до 17-00 (обед 13.00-14.

    00); четверг с 09-00 до 13-00; пятница с 10-00 до 15-45.

    Государственная трудовая инспеция по административным округам Москвы:

Источник: https://trudinspection.ru/trudovaya-inspectiya/m/gorod-moskva/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.