+7(499)-938-48-12 Москва
+7(812)-425-63-82 Санкт-Петербург
8(800)-350-73-64 Горячая линия

Груз ответственности

Материальная ответственность водителя за груз

Груз ответственности

Водители габаритных транспортных средств, которые перевозят тяжелые грузы, несут за него материальную ответственность. А раньше было все по-другому. В сфере грузоперевозок четко разграничивались обязанности того, кто управляет автомобилем и того, кто сопровождает груз — экспедитора.

Не так давно был принят закон, согласно которому на этапе приема груза на водителя накладывается ответственность за транспортируемое имущество, снимается она по факту его доставки к месту назначения.

Возникает вопрос, в чем выражается материальная ответственность водителя за груз, какие обязанности возлагаются на водителя, выполняющего функции экспедитора.

  • Все случаи, связанные с материальной ответственностью водителя за груз, уникальны и индивидуальны.
  • Понимание основ закона полезно, но не гарантирует достижения результата.
  • Возможность положительного исхода зависит от множества факторов.
  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу.
  • Позвонить:
    • ☎ Федеральный номер: 8 (800) 500-27-29 доб. 844

Должностная инструкция водителя в дороге

  1. Перед тем, как отправиться в путь, он в обязательном порядке проверяет правильность оформления всей документации на транспортируемый груз. Особое внимание обращается также на его состояние, целостность упаковки, правильность и надежность размещения в кузове авто.

    В случае обнаружения повреждений в товарно-транспортную накладную вносятся соответствующие пометки.

  2. На этапе подготовки водитель должен убедиться в отсутствии технических проблем с транспортным средством, что означает его полную готовность к рейсу.

  3. Пока водитель не прибудет к месту назначения, ему запрещается оставлять машину без присмотра, использовать ее с целью дополнительного заработка, подвозить посторонних людей.

Внимание! Все меры предосторожности направлены на то, чтобы доставка грузов к местам назначения осуществлялась быстро и качественно.

В случае их повреждения, стоимость потерь взыскивается обычно с того, кто управлял транспортным средством во время перевозки.

Ответственность за сохранность включает в себя и недостачу. Но! Практически невозможно сделать так, чтобы водитель осуществлял прием груза по каждому наименованию, потому что на сверку количества товаров с тем, что указано в накладной, требуется очень много времени.

К тому же, не все обладают знаниями товарной номенклатуры. Было решено использовать другой способ борьбы с недостачей: водитель обязан доставить к месту назначения указанное количество грузовых мест без повреждений, без нарушений маркировки и упаковки.

Все это сверяется по факту доставки.

Как действовать в форс-мажорных ситуациях?

Ответственность водителя за груз по закону предусматривает необходимость доказательства со стороны перевозчика, что порча, утрата, недостача товара произошла по причине обстоятельств, которые невозможно было предотвратить.

Необходимые для этого доказательства определяются в зависимости от обстоятельств конкретного случая. Повреждение может быть механическим, в виде нарушения целостности коробов, паллет, в этом случае за основу берутся пункты 50-51 Правил перевозки грузов автомобильным транспортом.

Это же касается ситуаций, когда имеет место повреждение внутри тары, уделяется особое внимание состоянию пломб, целостности кузова.

Важно! Если были обнаружены повреждения груза, получателем составляется акт, в нем должна быть дата и место составления документа, ФИО тех, кто учувствовал в составлении документа, краткое описание ситуации, фактический размер испорченного имущества, его описание.

К акту должны быть приложены результаты проведения экспертизы, с учетом которых определяется фактический размер недостачи/повреждений. Документы составляются и подписываются в присутствии водителя, соответствующие отметки делаются в путевом листе.

Дорожно-транспортное происшествие и повреждение товара

За повреждение перевозимого товара в результате аварии ответственность несет перевозчик, даже если доказано то, что водитель не нарушил правил дорожного движения. Это является предметом многочисленных дискуссий, но объяснение тому имеется.

Дело в том, что грузовладелец, надлежащим образом подготовивший товар к транспортировке и правильно разместивший его в кузове автомобиля, захочет возместить понесенные убытки за счет другой стороны договора.

Вина перевозчика презюмируется, а это означает, чтобы не случилось, на него возлагается бремя доказывания собственной невиновности.

С целью предотвращения безответственного отношения водителей к тому, что они перевозят, нанимателям рекомендуется составлять договор, в котором максимально подробно описывать ответственность за целостность и сохранность имущества. Документ также необходим:

  • для получения максимальной выгоды от автомобильного транспорта;
  • для улучшения дисциплины;
  • для защиты имущественных интересов.

Ответственность может быть индивидуальной, полной материальной и коллективной. Она может возлагаться на лиц, достигших 18-летнего возраста, принимающих непосредственное участие в управлении/обслуживании товара.

Это же касается граждан, чья должность указана в Постановлении №85, действующим от 31.12.2002 года. От водителей требуется предоставление справки о том, что у него отсутствуют противопоказания к управлению транспортными средствами.

Если это окажется не так, то убытки придется возмещать работодателю.

Источник: https://l-a-w.ru/auto/materialnaya-otvetstvennost-voditelya-za-gruz/

Груз ответственности

Груз ответственности

Говорят, в основе этого киносюжета лежит реальное событие. Во всяком случае, длинная история контактов европейцев с населением не тронутых цивилизацией земель знает немало подобных казусов.

Например, британский антрополог Ричард Ли, в середине ХХ века изучавший тех самых бушменов, рассказывал, что аборигены долго не могли понять, для чего нужна туалетная бумага, которую они замечали в рюкзаках европейских путешественников.

Пока однажды, увидев на небе полосы, оставленные двигателями пролетающих самолетов, не решили: именно эти загадочные бумажные рулончики и создают белый след, проносясь меж облаков. Бушмены не одиноки в своем стремлении наделить самые прозаические – с нашей, конечно, точки зрения – предметы неким высшим смыслом.

С середины XX столетия научное сообщество перестало считать подобные «странные» идеи охотников и собирателей просто случайностями. Уже полвека они изучаются как закономерный процесс освоения туземцами европейской культуры – строгая наука именует его термином «аккультурация».

Ярче всего феномен аккультурации иллюстрируют так называемые карго-культы, удивительные религии новой формации. Их последователи верят в то, что однажды к ним прибудет «карго», волшебный груз – после чего не нужно будет работать и настанет рай на земле.

ПОЗНАВШИЕ ГОЛОД

Первые карго-культы появились во второй половине XIX столетия, когда старая колониальная система вовсю трещала по швам.

Рабство уже было провозглашено практикой, недостойной высокого звания человека, – однако де-юре в Океании и Африке полным ходом шла «охота на черных птиц».

К берегам подходил очередной европейский корабль, его капитан вручал вышедшему навстречу вождю какого-нибудь племени недорогой подарок, а тот, тронутый такой любезностью, позволял приплывшим заключать с рядовыми общинниками десятилетние договоры о работе на плантациях – и увозить их на другой конец земли, откуда мало кто возвращался. Жизнь таких «контрактных рабочих» мало отличалась от рабской. Невыносимые условия и постоянные побои нередко приводили к скорой гибели этих людей. Здесь они впервые в жизни испытывали нищету.

Как ни поразительно это звучит, но традиционные культуры не знали ни нищеты, ни голода. Любой папуас, австралийский абориген или американский индеец всегда мог найти себе пропитание.

Джунгли полны животных, кореньев и плодов, а в реках и морях достаточно рыбы и других съедобных существ.

Охотники и собиратели тратят на поиск пищи не более трех-четырех часов в сутки – в два раза меньше, чем длится рабочий день в Европе.

Те немногие, кому посчастливилось вернуться на родину, начинали смотреть на европейцев совершенно другими глазами.

Белых людей стали считать не избранниками богов, которым следует беспрекословно подчиняться, а просто более искусными в магии, обладателями сокровенного знания, которое приносило им еду и прочие материальные блага. То, что прибывало на кораблях, пришельцы называли словом «карго» («груз» по-английски).

Туземцы предположили, что карго посылают незваным гостям предки – а как иначе можно было объяснить то, что люди, которые не охотятся и ничего не сеют, постоянно получают еду? В разных частях света охотники и собиратели стали наблюдать за европейцами, чтобы узнать, что же они делают для получения карго.

Оказалось, что жизнь белых людей переполнена разнообразными действиями, бессмысленными с точки зрения туземцев – а значит, наверняка магическими. С утра белые выходили из домов и поднимали флаг на флагштоке.

Значительное время «объекты наблюдения» тратили на принятие пищи, причем специально для этого ставили длинные столы, украшая их цветами. Вместо того чтобы отправиться на охоту или сбор лесных растений, они находились в странных местах, называемых office, – не иначе, культовых. Все эти магические ритуалы и попытались воспроизвести аборигены.

ПРОРОКИ ИЗ ОФИСА

Один из самых известных карго-культов – «безумие Вайлалы», родом из юго-восточной части Новой Гвинеи, – появился после Первой мировой войны. Культ очень быстро распространялся в тех местах, где жили вернувшиеся с австралийских плантаций рабочие, которые и пополняли ряды его последователей.

По деревням началось строительство «офисес» – домиков с верандами, на которых восседали пророки новой веры в компании своих помощников. Они утверждали, что из «офисов» можно установить связь с предками.

Пророки часто щеголяли в одежде европейского покроя, носили под мышкой книги (читать из них вряд ли кто-то умел) и вворачивали в свою речь словечки из английского плантационного жаргона.
Следом за «офисами» в центре своих деревень папуасы воздвигали флагштоки. Этот атрибут трактовали по-разному.

В одних деревнях верили, что если больной человек сделает флаг и собственноручно поднимет его, то исцелится.

В других флагшток считался своеобразной «антенной связи» с предками – для того чтобы начать сеанс, пророк вставал под флагшток, торжественно, чин по чину (разве что без аккомпанемента национального гимна) ввысь вздымалось полотнище флага, и пророк впадал в экстаз. Он начинал быстро вращать головой, трястись всем телом и издавать совершенно «нечеловеческие» звуки, а изо рта у него шла пена. Вернувшись из мира предков, пророк возвещал соплеменникам полученные откровения.

Кстати. Если кто-то из жителей деревни умирал, мужчины облачались в свои лучшие одежды и садились за накрытые столы, а женщины и дети рассаживались на земле вокруг них – и все собравшиеся надолго погружались в неподвижность.

Экстатические откровения под флагштоком – не единственный ритуал, практиковавшийся последователями «безумия Вайлалы». Еще один любопытный обряд – танцы с бревнами. В каждой деревне, населенной адептами культа, имелось громадное бревно, до 10 метров в длину, поднять которое можно было лишь впятером, а то и вшестером.

Если случалась кража или другое преступление, мужчины водружали бревно себе на плечи, а у его концов становились «жрецы» культа. Аборигены искренне считали, что бревно движется самостоятельно – и олицетворяет небесное возмездие. Процессия направлялась к дому преступника: увидев ее, тот сам должен был сознаться в своей вине.

Так восстанавливался привычный миропорядок и приближался час, когда должно прибыть заветное карго.
Однако карго все не прибывало. Пророки провозгласили, что его появлению мешает отсутствие настоящей веры в сердцах папуасов (этот ход они явно позаимствовали из речей христианских миссионеров).

Чтобы предки наконец прислали чудесный груз, необходимо было сосредоточиться на отправлении культа, отринув все «мирское» – возделывание полей, ловлю рыбы, охоту… Во многих деревнях папуасы забросили хозяйство и целыми днями сидели за столами с букетами цветов или стояли возле флагштоков в ожидании. Работа на белых не стала исключением и тоже прекратилась.

Из-за этого колониальная администрация растолковала подобные действия как «сидячую забастовку» – и арестовала большую часть пророков. А сам культ обрел яркую антиколониальную направленность. Безумства обострялись, как только в поле зрения оказывался кто-то из английских чиновников.

Под прикрытием «истерической» одержимости аборигены могли довольно резко отвечать англичанам – на что в обычном состоянии не отваживались. Так из примитивного культа вырос осознанный бунт против угнетателей. Впрочем, к концу 1920-х «безумие Вайлалы» сошло на нет.

АМЕРИКАНСКИЙ ДЖОН

Новая волна карго-культов захлестнула Меланезию во время Второй мировой. В 1942-м на островах этого благословенного региона стали высаживаться американские военные – чтобы предотвратить захват территории японцами.

Вот когда папуасы воочию увидели всю могучую силу предков! Небольшие группы солдат за считанные дни возводили взлетно-посадочные полосы, на которые начали ежедневно прибывать самолеты. Их стальные чрева таили в себе ценный груз: самодвижущиеся машины, одежда, продукты питания – включая особо полюбившиеся папуасам банки с тушенкой.

Определенно за таким изобилием крылась очень сильная магия! Один из американских отрядов дислоцировался на острове Танна в архипелаге Новые Гебриды.

Здешние аборигены вновь заняли позицию наблюдателей и увидели, что члены обосновавшегося в их краях «племени морпехов» неукоснительно соблюдают ритуалы: каждый день они облачались в особую одежду, поднимали флаг и долго-долго маршировали по кругу. После чего с небес спускалась стальная птица, приносившая им богатства.

Особенно коренных жителей поразило то, что среди морпехов были не только белые, но и темнокожие солдаты. Из этого туземцы сделали вывод: цвет кожи не влияет на возможность получения небесных благ – а значит, и они могут рассчитывать на карго.

Новая религия, возникшая на Танне (она бытует здесь и по сей день), получила название «Движение Джона Фрума» – или, как обитатели Гебридов произносят это имя сегодня, Джона Брума. Предположительно это название родилось в результате сокращения фразы John from America – «Джон из Америки».

Считается, что однажды жители расположенной на острове деревни Ипикель услышали звук летящего самолета, а затем из леса к ним вышел легендарный герой по имени Джон Фрум. Он рассказал вождям о том, что происходит в мире, и поведал, что морпехи получают карго, потому что строят аэродромы.

Если папуасы тоже начнут возводить аэродромы, то и к ним начнут прилетать самолеты предков. Они немедленно принялись за дело. На вершинах гор – поближе к небу – развернулось строительство взлетно-посадочных полос. Их обрамляли бамбуковые вышки, из тростника изготовлялись наушники и антенны, а ночью взлетную полосу подсвечивали вереницы костров.

Деятельность персонала аэропорта имитировалась очень точно. В конце концов островитяне даже соорудили некое подобие самолета из добытого у американцев картона. Однако карго все не было. Тогда, как гласит легенда, Джон Фрум вновь явился своим почитателям.

Он вручил старейшинам племени звездно-полосатый флаг и завещал «стоять под ним» – и тогда островитяне станут свободными от колониалистов и обретут все мыслимые и немыслимые блага: будут носить европейскую одежду, есть европейскую еду, научатся управлять самыми настоящими самолетами, кораблями и грузовиками.

Вполне возможно, что эта легенда хранит воспоминание о реальной беседе какого-нибудь американского капрала с местными жителями.

Слова Фрума (или, если угодно, американской пропаганды) запали в сердце аборигенов. Жители деревни Ипикель вот уже 70 лет ежедневно поднимают на флагштоке знамя Соединенных Штатов.

Те из них, кто побогаче, облачаются в камуфляж с нашивками USA TA – что значит USA Tanna Army. Беднота просто рисует заветные пять букв на спине и груди. Когда флаг поднят, из мужского дома выносятся заостренные бамбуковые палки и начинается торжественный «парад» вокруг флагштока.

Кстати. К 1960-1970-м годам подобные легенды широко распространились по Океании. На острове Кранкет, к примеру, их героем стал Николай Миклухо-Маклай, бывавший здесь в XIX веке.

Аборигены утверждают, что путешественник подарил им флаг и «велел, чтобы во время празднеств его носили повсюду». Интересно, что в дневнике Маклая нет ничего о дарении флага.

Скорее всего, в сознании островитян он заменил легендарного Фрума, рассказы о котором достигли их берегов по «сарафанному радио».

СБЫВШЕЕСЯ ПРОРОЧЕСТВО

Карго-культы стали для западной цивилизации символом воплощенной бессмысленности – с легкой руки американского физика Ричарда Фейнмана.

В одной из своих речей он сравнил псевдоученых – людей, которые лишь имитируют научную деятельность, формально оставаясь в рамках науки, – с аборигенами острова Танна, сооружающими бамбуковые антенны и думающими, что к ним прилетит настоящий самолет.

«Религия самолетопоклонников» – такое презрительное определение закрепилось за этими верованиями.
Но, быть может, не стоит смотреть на них так уж свысока? Многие исследователи, сталкиваясь с приверженцами карго-культов, отмечали их подлинную веру.

А когда тех спрашивали, не считают ли они ожидание карго призрачной грезой, аборигены давали весьма остроумные ответы. Этнолог Дэвид Аттенборо, например, услышал такой: «Если вы можете ждать Иисуса Христа две тысячи лет и он не приходит, то и я могу ждать Джона Фрума больше, чем девятнадцать лет». И – дождаться.

Маливан Кельма, нынешний староста деревни Ипикель, той самой, где зародился культ Джона Фрума, рассказывает: «Джон Брум говорил, что скоро наступят времена, когда наши братья будут водить грузовики, носить часы и европейскую одежду, управлять судами и самолетами. Богатства сами будут прибывать на остров.

Сейчас мы водим машины, носим футболки и шорты, люди из Порт-Вилы работают летчиками и капитанами. Пророчество осуществляется. К нам на Танну приезжают белые, они живут здесь и платят нам деньги. Вы, туристы, – и есть карго, о котором говорил Джон». Одним словом у них, жителей далеких берегов, есть основания для веры. И быть может, карго-культы – это не так уж и глупо?

Источник: http://Discovery-Russia.ru/lifestyle/gruz-otvetstvennosti.html

Мощь и власть

Связи между отдельными людьми или целыми группами подчиняются очень простым законам, унаследованным еще от наших предков. Всегда существовал некий начальник, который устанавливал свои порядки и над всеми главенствовал. Это происходило не обязательно с помощью насилия и террора. Просто все признавали в нем начальника. Почему же один индивидуум пользуется признанием, а другой – нет?

Элемент субъективности, а скорее, доля интуиции, заставляет вообразить, что он может осуществлять то, что предлагает, выполнить свои обязательства, действовать для всеобщего блага.

https://www.youtube.com/watch?v=OcCjiRihBuY

Что он тот, кто умеет владеть собой, кому можно доверять. Иногда мы путаем понятия и принимаем просто обаятельного человека за того, кто действительно обладает властью и решительностью, необходимыми для осуществления своих намерений. Как только очарование проходит, мы понимаем, что ошиблись в выборе и до конца должны теперь переносить последствия этой ошибки.

Когда разочарование следует за энтузиазмом, когда обмануто доверие, то разочарование часто носит очень бурный характер. Это смесь гнева, отвращения, тревоги и стресса. Нужно признать, что один человек не может разделить убеждения всех остальных.

Он так или иначе должен выражать свою волю. Силой ли, убеждением или еще каким-нибудь легальным способом он управляет группой людей, часть из которых разделяют его убеждения, а другие вынуждены с ними согласиться.

Искусно лавируя, настоящий начальник умеет постепенно удовлетворить требования всех группировок и привлечь большинство на свою сторону. Но управлять дальше по- прежнему трудно, если одна из группировок угрожает конфликтом.

Результат зависит от участвующих в этой борьбе сторон, сама же борьба вызывает стресс у всех, имеющих к ней прямое или косвенное отношение.

Война

История человечества – это история войн. Мне кажется, что человеческий род – это единственный род живых существ, в котором сражения между индивидуумами приводят к массовым смертям. Волк убивает ягненка, но редко убивает другого волка.

Обычно животные одного вида не ведут бой со смертельным исходом. Когда один из соперников проиграл, он отступает, оставляя победителя хозяином отвоеванной территории. Победитель же никогда не стремится прикончить слабейшего. Человек же может быть убийцей.

С развитием цивилизации он разработал эффективные средства для убийства многих, желательно, вообще всех.

Можно привести много примеров кровожадных маньяков. Современные маньяки ни в чем не уступают своим предшественникам в зверстве и числе жертв. Речь идет и о тех, кто совершает убийства в настоящую минуту, когда вы читаете эти строки.

Казалось бы, за столь длительное существование человечество должно было бы прийти к заключению, что война – это плохо, что ее не должно быть. Но, похоже, этого не случилось.

Никто не знает, как избежать войны, порой даже кажется, что она у людей в крови.

Сейчас на планете существует более ста очагов войны. Весь год можно рассказывать о разных войнах дважды в неделю. Старый набор страданий: слезы, разлука, без вести пропавшие, голод, нищета – все это не прекращается. Война оставила непрерывный след в истории человечества, а мир отмечен в ней пунктиром. Неужели она так необходима людям?

Повседневный стресс

О возможности конфликта, особенно ядерного, думает каждый. Пятнадцать лет назад, когда на горизонте замаячил экономический кризис, причиной которого был нефтяной бум, западные демократии почувствовали опасность.

Современное молодое поколение тоже заволновалось, плохо понимая, в чем дело. Большинство молодых людей – заядлые телезрители, вот они и открыли для себя, как будто случайно, вечного удачника и сверхчеловека – Голдорака.

Потрясающий герой, совершенно лишенный человеческого облика, относительно неприступный, он способен поймать зубами атомную бомбу и послать ее обратно в космос, чтобы устранить всякую опасность.

Какой отец способен предложить такую картину своему отпрыску? Детям нужно испытать сильный стресс, чтобы с восторгом воспринимать такую галиматью.

Терроризм

Иногда война носит скрытый характер, объявлена она или нет. Это – терроризм. Его происхождение иногда туманно, его развитие запутано, а последствия трудно предугадать. Мы никогда не знаем, почему взорван этот, а не другой магазин, почему именно тот самолет сбит с курса или взорван прямо в небе. Но мы знаем о существовании такой опасности.

И все это может произойти с нами, как и с другими. Системы обеспечения безопасности в аэропортах напоминают нам постоянно, что опасность существует. Процедура, которая следует за обнаружением забытого в аэропорту багажа, потрясет кого угодно. Полиция удаляет всех в радиусе 200 м.

Пиротехник кладет на багаж динамит, который взрывается со страшным грохотом, усиленным эхом. Остается только подобрать клочки разбросанной одежды. Затем пассажиры, подавленные случившимся, возвращаются к пропускным пунктам. Ни один из них теперь не сядет в самолет, не подумав о содержимом багажного отсека.

Если одна из целей терроризма – породить стресс, то он ее безусловно достиг.

Безопасность

На обстановку войны, насилия, экономических трудностей население реагирует по-разному. Для одних защитить себя – это значит жить как можно более замкнуто, «окуклиться».

А у других, тех, кто не располагает интеллектуальными, физическими и финансовыми средствами, чтобы сделать то же самое, наличие опасности порождает психоз, который принимает совершенно невероятные размеры.

Обе эти группы людей живут, не встречаясь друг с другом, но знают друг о друге. От досады, из ревности, по необходимости самые обездоленные стараются захватить то, что другие охраняют по привычке, их страха или тоже по необходимости.

Пропасть между этими двумя группами увеличивается, они борются друг с другом теми средствами, которыми располагают. Метро, главные улицы, некоторые кварталы больших городов – это основные места, где происходят различные нападения. Посмотрели бы вы на некоторые кварталы Нью-Йорка.

Стариков мучают, прежде чем обокрасть, сумочки вырывают, женщин насилуют, шоферов такси убивают, грабят магазины и частные квартиры, машины угоняют, перепродают, воруют чековые книжки и кредитные карточки. С другой стороны, население становится все более и более изобретательным.

Сирены тревоги на машинах и в домах, вооруженные консьержки в многоэтажных домах в больших американских городах, сопротивление насилию, иногда со смертельным исходом, с помощью огнестрельного оружия или засад в домах.

Как бы там ни было, в мире царит незащищенность, ощущаемая в большей или меньшей степени, и как неизбежное следствие она порождает стресс.

Источник: http://doctoroff.ru/gruz-otvetstvennosti

Ответственность транспортной компании за груз

Груз ответственности

Даже если вы грамотно выбрали транспортную компанию, от несчастных случаев никто не застрахован. В процессе перевозки груз может получить повреждения, а серьезное ДТП может его вообще уничтожить.

В большинстве случаев перевозчик несет полную ответственность за целостность и сохранность груза. Впрочем, возможны спорные ситуации, и если дело доходит до суда, разбирательства могут закончиться не в пользу заказчика.

В этой статье мы рассмотрим, какова ответственность транспортной компании за груз и как поступать в спорных случаях.

Законодательство

Основной документ, в котором заказчик и перевозчик оговаривают зоны ответственности, – договор перевозки. Взаимоотношения между сторонами регулируются в Гражданском кодексе РФ – точнее, в главе 40 («Перевозка»).

Стоит отметить: как нередко случается в российском законодательстве, ГК дает лишь очень общее представление об ответственности транспортной компании за груз. Положения кодекса применяются ко всем перевозкам, в том числе пассажирским.

Согласно кодексу, перевозчик принимает ответственность за сохранность после того, как фактически получил груз от заказчика. Ответственность транспортной компании за груз распространяется на весь период перевозки – то есть до момента, когда грузополучатель принимает товар.

Еще один важный момент: презумпция невиновности в спорах между поставщиками и перевозчиками не работает. Напротив, чтобы избавиться от ответственности за груз, транспортная компания должна доказать, что груз получил повреждения или прибыл заказчику не полностью в силу обстоятельств, которые она не могла предусмотреть и предотвратить.

Когда транспортная компания не несет ответственность за груз?

Есть несколько причин, по которым ответственность компании за груз снимается. Чаще всего это:

  • обстоятельства, зависящие от грузоотправителя или грузополучателя;
  • недостатки или повреждения упаковки или тары, которые участники перевозки не заметили при первичном осмотре груза;
  • особенности груза, не указанные в договоре перевозки;
  • ошибки в оформлении документов, некорректно возлагающие ответственность на транспортную компанию.

Для разных видов транспорта существуют собственные исключения. Так, согласно статье 95 Устава железнодорожного транспорта РФ, при транспортировке поездом перевозчик освобождается от ответственности, если:

  • груз получил повреждения из-за его особых естественных свойств;
  • влажность груза превышает норму.

Кроме того, в статье 118 УЖТ РФ говорится, что перевозчик освобождается от ответственности, если:

  • груз прибыл в исправном опломбированном вагоне или контейнере без перегрузок в пути;
  • груз получил повреждения в силу естественных причин при перевозке в открытом подвижном составе;
  • представитель отправителя (или получателя) сопровождал груз.

Для морских перевозок в статье 166 Кодекса торгового мореплавания РФ указан целый ряд причин. В частности, это:

  • стихийные бедствия и непредвиденные ситуации (например, если судно село на мель, не обозначенную в лоции);
  • спасение людей и имущества;
  • пожар, возникший не по вине перевозчика;
  • действия властей (арест, карантин и так далее);
  • военные действия, забастовки и народные волнения;
  • недостаточность или неясность марок;
  • навигационная ошибка экипажа судна (статья 167 КТМ РФ).

Стоит отметить, что для освобождения от ответственности перевозчику недостаточно просто сослаться на одно из вышеперечисленных обстоятельств. Повторимся: транспортная компания должна доказать, что груз не удалось доставить в целости и сохранности именно по причине, которая снимает с нее ответственность.

Освобождается ли перевозчик от ответственности в результате ДТП?

Ответственность сторон при автомобильных перевозках – отдельный вопрос. Чаще всего спорные ситуации между грузоотправителем и перевозчиком возникают, если водитель попал в ДТП по вине третьего лица.

В судебной практики есть и случаи, когда транпортная компания несла ответственность за груз после аварии, и обратные. Обычно арбитражный суд не считает ДТП, произошедшие не из-за перевозчика, обстоятельством непреодолимой силы.

Чтобы снять ответственность с транспортной компании за груз, нужно не только доказать виновность третьего лица, но и подтвердить, что водитель соблюдал ПДД и действовал с максимальной осмотрительностью, но не смог предотвратить ДТП.

В любом случае, чтобы обезопасить себя от рисков, связанных с автомобильными перевозками, рекомендуется страховать грузы. Кроме того, суды признают страхование одной из мер предотвращения ДТП и их последствий.

Составляя договор перевозки, важно четко разграничить ответственность за груз между транспортной компанией, отправителем и получателем. Нельзя допустить, чтобы в перевозки были «прогалы» – периоды, когда за груз никто не отвечает.

Чаще всего границы ответственности транспортной компании за груз регламентируются так:

  • моментом приёмки груза к перевозке считается подписание первого торгово-сопроводительного документа;
  • ответственность за груз переходит от транспортной компании к грузополучателю, как только водитель получил документ с отметкой о приемке.

Помимо этого важно уточнить, вид ответсвенности за груз:

  • попалетная;
  • покоробочная;
  • поштучная;
  • артикульно-покоробочная (когда помимо количества коробов грузополучатель сверяет артикулы).

К примеру, если водителю выдали 8 палет товара, он обязан передать эти 8 палет грузополучателю. Если на этих палетах оказалось меньше товара, чем ожидал грузополучатель (но упаковка груза при этом не нарушена), транспортная компания за это ответственности не несет.

Если водитель заметил недостачу или брак при приемке к грузоперевозке (до того, как транспортная компания приняла ответственность за груз), ситуацию лучше исправить на месте: привести предъявляемое к перевозке количество груза в соответствие с документами или заменить поврежденный товар. Если это невозможно, нужно составить акт о приемке груза с пометкой о том, что водитель принял заведомо неправильный объем груза или заведомо бракованный товар.

В точке выгрузки нужно убедиться, что грузополучатель корректно оформил торгово-сопроводительные документы. Если он обнаружил недостачу, брак или повреждение груза, необходимо составить акт по форме ТОРГ-2 до того, как водитель получил документы о приемке груза грузополучателем. Иначе заказчик перевозки не сможет выставить транспортной компании претензию.

Практика

Рассмотрим несколько ситуаций, в которых между грузополучателем и перевозчиком может возникнуть спор.

Ситуация первая: водитель привез груз в целости и сохранности с исправной пломбой. На выгрузке грузополучатель потерял одну из коробок. Водитель эту ситуацию не проконтролировал. В итоге ответственность за груз несет транспортная компания, так как водитель не еще не подписал документы о приемке (если зоны ответственности корректно прописаны в договоре перевозки).

Ситуация вторая: во время выгрузки грузополучатель обнаружил недостачу. Однако водитель уже получил документы и уехал. Акт по форме ТОРГ-2 пришлось составлять без его участия.

Доказать ответственность транспортной компании за груз будет практически невозможно, так как грузополучатель заметил недостачу слишком поздно.

Чтобы обезопасить себя от претензий, которые вы потом не сможете выставить на транспортную компанию, укажите в договоре с грузополучателем, что компания-заказчик не принимает претензии, если документы на груз составлены неправильно (то есть в акте нет подписи водителя, а на экземплярах водителя нет отметки о составлении акта).

Как транспортная компания возмещает ущерб?

Согласно ГК РФ, существует три варианта компенсации ущерба:

  • если груз прибыл не полностью, перевозчик компенсирует стоимость утерянных единиц;
  • если груз получил небольшие повреждения, транспортная компания возмещает сумму, на которая понизилась его стоимость;
  • если у груза есть объявленная стоимость, перевозчик компенсирует ее долю, которая соответствует утерянной или поврежденной доле груза, – или объявленную стоимость полностью, если груз утерян полностью или получил повреждения, после которых его невозможно восстановить.

Поэтому при составлении иска к транспортной компании нужно обозначить соответствующие цифры в соответствии с договором перевозки.

Чтобы отслеживать груз на каждом этапе транспортировки, компании-производителю нужна качественная система управления перевозками. TMS Artlogic удобна тем, что данные о грузе хранятся в облаке, поэтому все участники цепочки поставок могут оперативно реагировать на экстренные ситуации, минимизируя последствия.

Источник: https://www.artlogics.ru/blog/otvetstvennost-transportnoj-kompanii-za-gruz/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.