+7(499)495-49-41

Конкурс для профессора: принимаем на работу преподавателя вуза

Содержание

Закончился срок избрания по конкурсу преподавателя

Конкурс для профессора: принимаем на работу преподавателя вуза

Неявка без уважительной причины претендента в течение указанного срока для заключения трудового договора лишает его в последующем права требовать от вуза заключения договора на основании акта избрания по конкурсу, и последний утрачивает свое юридическое значение.

При наличии вакантной должности конкурсный отбор проводится в период учебного года в том же порядке.

Не объявляется конкурсный отбор на указанные вакантные должности при переводе работника, но только с его согласия, на аналогичную либо ниже занимаемой им должности на той же кафедре, в научном структурном подразделении или при переводе на другую профильную кафедру, в научное структурное подразделение до окончания срока трудового договора.Не должно проводиться конкурсное избрание и в случае, когда научно-педагогический работник вуза ранее был избран по конкурсу на часть ставки конкурсной должности, например на 0,5 ставки профессора.

В таких случаях, если срок договора, заключенного на основе конкурса, истек, срочный договор трансформируется в договор с неопределенным сроком действия. Но это не означает, что с преподавателем трудовые отношения продолжаются и проведение конкурса необязательно.

58

ТК РФ. В приведенном примере суд первой инстанции не учел того, что должность профессорско-преподавательского состава замещается только на конкурсной основе (ч. 2 ст. 332 ТК РФ). Законодатель предусмотрел это обстоятельство в ч. 7 ст.

332 ТК РФ: «Если работник, занимающий должность… не избран на должность или не изъявил желания участвовать в конкурсе, то трудовой договор с ним прекращается в соответствии с п. 4 ст. 336 ТК».

Переизбрание на должность в вузе

К ним относятся: должности заведующего кафедрой и декана факультета; должности научно-педагогических работников, занимаемые беременными женщинами; должности научно-педагогических работников, занимаемые по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок, женщинами, имеющими детей в возрасте до 3 лет. Для заключения нового срочного договора или продолжения действия договора на неопределенный срок правовое значение имеет факт избрания по конкурсу, который установлен (известен) после его результатов.

Важно

Для того чтобы увольнение работника по рассматриваемому основанию было правомерным, необходимо, чтобы преподаватель либо участвовал, либо не участвовал в конкурсе. Если преподаватель не участвует в конкурсе, уже этот факт является поводом для его увольнения.

В случае участия преподавателя в конкурсе договор может быть прекращен, если преподаватель не избран по конкурсу.

Как защитить свои права, если тебя не провели по конкурсу ппс

Однако, официальной публикации приказа до сих пор нет, а значит, он пока не вступил в законную силу. Но руководствоваться им уже можно. ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫпо материалам семинара ученых секретарей 11-13 ноября 2010 года УЦПР г.

Внимание

Пушкин 7. Требуется ли проводить новое избрание по конкурсу ППС при изменении в названии кафедры, например, физика — общая физика, если условия трудовой деятельности не меняются?Не требуется, однако в выписке из приказа и в трудовой книжке должна быть соответствующая фраза. Например, «Перевести…(ФИО) в рамках конкурсного отбора…»8.

Существуют ли рекомендации по трудоустройству ППС и прохождению конкурсного отбора при реорганизации вуза путем вхождения в Федеральный университет? Если «да», то какие и где с ними можно ознакомиться?Специальных рекомендаций, предусмотренных для этого случая нет.

Конкурс ппс — faq

В каких случаях при переименовании, слиянии, упразднении, реорганизации, разделении, ликвидации кафедр следует объявлять конкурс на должности сотрудников?Во всех случаях.

Но есть нюансы: если профиль не меняется — можно конкурс не проводить, но добавить в документы, что перевод осуществляется в рамках конкурса проведенного в … году.7.
В какой срок после решения Ученого совета отдел кадров обязан оформить трудовой договор с ППС?В течение семестра.9.

Какой документ регламентирует квалификационные требования к должностям научно-педагогических работников при прохождении конкурса?Приказ Минздравсоцразвития России от 30.10.

2009 № 858, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования».
Но этот приказ отменен приказом Минздравсоцразвития России от 11 января 2011 г.

Конкурс для педагогических работников

Исходя из сказанного, следует обратить внимание на два важных обстоятельства, которые необходимо учесть при увольнении по п. 4 ст. 336 ТК РФ: — особенность самого основания прекращения трудового договора; — особенность процедуры увольнения.

Обстоятельства неизбрания на должность преподавателя Формулировка основания прекращения трудового договора по п.
4 ст. 336 ТК РФ по сути содержит два важнейших жизненных обстоятельства, которые могут служить основанием прекращения трудового договора: неизбрание по конкурсу или истечение срока избрания по конкурсу.

Следовательно, и неизбрание по конкурсу, и истечение срока избрания по конкурсу могут в равной степени служить поводом к прекращению договора. Поэтому при увольнении по данному основанию в приказе об увольнении и в трудовой книжке оно должно быть указано полностью, со ссылкой на п. 4 ст.

ТК РФ и в приказ, и в трудовую книжку были внесены изменения. Прекращению трудового договора по п. 4 ст. 336 ТК РФ должна предшествовать установленная в трудовом законодательстве процедура.

Представляется, что в зависимости от конкретной причины прекращения трудового договора по п. 4 ст. 336 ТК РФ процедуры могут быть две. Это происходит по двум известным причинам, связанным с участием или неучастием в конкурсе лиц, осуществляющих педагогическую деятельность.

Одна процедура основана на конкурсном отборе претендентов, предусмотрена ст. 332 ТК РФ. Другая процедура связана с истечением срока избрания по конкурсу. Договор прекращается в связи с тем, что работник в сложившихся обстоятельствах не может продолжать работу в качестве преподавателя вуза, поскольку не участвует в конкурсе.

На основании изложенного при заключении трудового договора на условиях внутреннего совместительства по аналогичной должности работники из числа профессорско-преподавательского состава не должны проходить на ученом совете конкурсный отбор.

Если же они претендуют на работу на условиях внутреннего совместительства не по аналогичной должности, то до заключения трудового договора должны проходить конкурсный отбор на общих основаниях.В порядке исключения в целях сохранения непрерывности учебного процесса согласно письму Минобразования России от 30 декабря 2002 г.

N 25-111ин/25-22 по решению ректора допускается заключение трудового договора с преподавателем, в том числе работающим на условиях внутреннего совместительства, до проведения конкурсной процедуры в установленном порядке.
содержание .. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ..

Прием заявлений для участия в конкурсном отборе.

Законом или локальным нормативным актом может быть установлена обязанность представить вместе с заявлением документы, подтверждающие личность претендента, его образование, стаж работы, отсутствие заболеваний, препятствующих замещению вакантной должности. Эти требования установлены для претендентов, не являющихся работниками данного образовательного учреждения.

Кроме того, лица, желающие принять участие в конкурсе, могут представлять список научных трудов, написанных в течение срока, прошедшего с момента прохождения предыдущего конкурса по настоящее время (при их наличии).Исходя из сложившейся практики должностным лицом, обязанным принять документы от претендента, может быть начальник отдела кадров или ученый секретарь.

В состав конкурсной комиссии обязательно включают:

  • руководителя организации;
  • представителя выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации;
  • представителей некоммерческих организаций, являющихся получателями и заинтересованных в результатах организации;
  • ведущих ученых, приглашенных из других организаций сходного профиля.

Положение о конкурсной комиссии, ее состав и порядок работы образовательная организация размещает на своем официальном сайте в сети Интернет. Конкурс на замещение должностей главного научного сотрудника и младшего научного сотрудника (инженера-исследователя) организация объявляет на своем официальном сайте не менее чем за два месяца до даты его проведения.

В новом положении этого пункта нет. Если мы обязаны объявлять конкурс, то на основании какого документа? Не понятно зачем тогда срочный договор? Хотелось бы почитать в документе об этом. Ответ Ответ на вопрос: В соответствии со статьей 28 Закона РФ об образовании от 29.12.

2012 № 273-ФЗ к компетенции образовательного учреждения относится установление штатного расписания. Штатную численность сотрудников учреждения определяет ее руководитель в соответствии со структурой организации, ее функциями и уровнями управления.

Работодатели свободны в определении как штатного состава по должностям и профессиям, так и численности сотрудников, выполняющих ту или иную трудовую функцию.


Снижение нагрузки может привести к тому, что или должность будет исключена из штатного расписания, или количество работников по определенной должности будет меньше.

Источник: http://zakon52.ru/zakonchilsya-srok-izbraniya-po-konkursu-prepodavatelya/

Конкурс для преподавателей вузов трудовое законодательство

Конкурс для профессора: принимаем на работу преподавателя вуза

При увольнении работника по данному основанию необходимо учитывать «двойственный» характер причины увольнения (участие или неучастие в конкурсе). Заключению нового трудового договора обязательно предшествует проведение конкурса. Конкурс проводится один раз в 5 лет в соответствии с ч. 3 ст. 332 ТК РФ.

При этом следует заметить, что конкурс проводится независимо от того, какой договор был заключен (на определенный или неопределенный срок). Следовательно, результаты конкурса позволяют прекратить (продлить) договор, заключенный как на неопределенный, так и на определенный срок, — один раз в 5 лет. Или иной срок (до 5 лет), но в любом случае проведение конкурса обязательно.

Правда, законодателем определены должности (ч. 5 ст. 332 ТК РФ), для которых не проводится конкурс.

Также кафедра вправе предложить претендентам на преподавательские должности прочесть пробные лекции или провести другие учебные занятия, а претендентам на должности научных работников — выступить с сообщением по предлагаемой тематике своих научных исследований и по итогам этого дать указанные выше рекомендации.4. Отбор претендентов конкурсной комиссией. Исходя из сложившейся практики при конкурсном отборе профессорско-преподавательского состава ассистенты, преподаватели, старшие преподаватели и доценты избираются на ученых советах факультетов, а профессора — на ученых советах высших учебных заведений, если иное не установлено уставом вуза.Конкурс на замещение преподавательских должностей общевузовских кафедр следует проводить на ученом совете высшего учебного заведения или факультета, по усмотрению ректора.
Решение ученого совета вуза (факультета) принимается тайным анием.

Причем Положение о порядке замещения должностей научно-педагогических работников должно утверждаться в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (ч. шестая ст. 332 ТК РФ).

Сейчас установлено, что положение о замещении должностей профессорско-преподавательского состава и научных работников в высшем учебном заведении утверждаются федеральным органом управления образованием*.

Такое Положение было утверждено приказом Минобразования России** до внесения изменений в главу 52 Трудового кодекса. Оно определяет порядок и условия конкурсного отбора и заключения трудовых договоров между высшим учебным заведением и его преподавателями.

Порядок приема на работу, заключение трудового договора

Одно из оснований заключения трудового договора — избрание по конкурсу на замещение соответствующей должности (ст. 16 ТК РФ), призванному оценить профессиональный уровень претендентов. По результатам конкурса может быть заключен как трудовой договор на неопределенный срок, так и (по соглашению сторон) срочный трудовой договор (абз.
5 ч. 2 ст. 59

Внимание

ТК РФ).ТК РФ не дает общего примерного порядка проведения конкурса.

В статье 18 ТК РФ указано, что для заключения трудового договора в результате избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации должны быть определены:перечень должностей, подлежащих замещению по конкурсу;порядок конкурсного избрания на эти должности.Порядок проведения конкурса установлен для педагогических работников в ст.

Замещение преподавательских должностей в вузе: практический аспект

В таких случаях, если срок договора, заключенного на основе конкурса, истек, срочный договор трансформируется в договор с неопределенным сроком действия. Но это не означает, что с преподавателем трудовые отношения продолжаются и проведение конкурса необязательно.

В таком виде трудовой договор может существовать до проведения и объявления результатов нового конкурса. Поэтому в данном случае неприменимы нормы трудового права общего характера, содержащиеся в ст.

58
332 ТК РФ: «Если работник, занимающий должность… не избран на должность или не изъявил желания участвовать в конкурсе, то трудовой договор с ним прекращается в соответствии с п. 4 ст. 336 ТК».

Прием и увольнение преподавателей вуза

В этом случае конкурс считается несостоявшимся и вуз объявляет новый конкурс в установленном порядке.3. Оценка профессионального уровня кандидатов на замещение вакантной должности.

Важно

До проведения конкурса соответствующая кафедра выносит рекомендации по каждой кандидатуре. На данном этапе конкурсная комиссия оценивает кандидатов на основании представленных ими документов об образовании, сведений о стаже и т.д.

Кроме того, могут проводиться личное собеседование, анкетирование, тестирование по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей по вакантной должности, на замещение которой претендуют кандидаты.Так, пунктами 17 и 21 Положения установлено, что ученому совету вуза до проведения тайного ания кафедра представляет рекомендации по каждой кандидатуре.

Но результаты конкурса были аннулированы по просьбе претендента, который конкурс выдержал. Поэтому был объявлен повторный конкурс, в котором истец не участвовал.

Несмотря на то что результаты конкурса, по которому истец не был избран, аннулированы, на новый срок, по мнению истца, с ним трудовой договор не может быть заключен. Нельзя с ним и продолжить трудовые отношения, поскольку от участия в повторном конкурсе истец отказался.

Увольнение преподавателя состоялось по п. 4 ст. 336 ТК РФ. Южно-Сахалинский городской суд посчитал увольнение незаконным и восстановил работника на работе.

Решение Южно-Сахалинского городского суда о восстановлении на работе старшего преподавателя было отменено в кассационной инстанции. При вышеизложенных обстоятельствах суд, оценивая проведение конкурса в ЮИ СахГУ, не учел того, что истец в итоге не имеет отношения ни к одному из проведенных конкурсов.

Новый приказ Минздравсоцразвития России от 11 января № 1н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования» зарегистрирован в Минюсте РФ 23 марта 2011 г., но еще не вступил в силу, так как официально опубликован не был.10. Нужно ли вводить по-новому конкурс после переименования кафедры?Изменение трудового соглашения, связанное с переименованием кафедры, требует прохождения нового конкурса.11. Необходимо ли объявлять конкурс на должность, занимаемую преподавателем, у которого заканчивается трудовой договор?Да. За 2 месяца до истечения срока договора.12.В рассматриваемом примере сложилась интересная ситуация, при которой, по сути, поводом для прекращения трудовых отношений с преподавателем могли послужить и неудовлетворительные результаты конкурса (если бы впоследствии они не были аннулированы), и неучастие в конкурсе. Вместе с тем, рассматривая дело по иску преподавателя, суд оценивал правомерность проведения конкурса, его результаты, возможность продолжения трудовых отношений. Но с правовой точки зрения ссылки суда на обстоятельства по поводу проведенных конкурсов несостоятельны: результаты одного конкурса, не позволяющие заключить договор, аннулированы, а в другом конкурсе, объявленном позже, участие истец не принял. Возможность продолжать работу в качестве преподавателя без конкурсной основы в общем, а не в исключительном порядке в трудовом законодательстве не закреплена.

В таком акте следует предусмотреть список должностей, для замещения которых не проводится конкурс. В соответствии с ч. 5 ст. 332 ТК РФ к ним относятся должности:декана факультета и заведующего кафедрой (поскольку согласно ч. 11 ст. 332 ТК РФ эти должности являются выборными);научно-педагогических работников, занимаемых беременными женщинами;научно-педагогических работников, занимаемых по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок, женщинами, имеющими детей в возрасте до 3 лет.В обязательном порядке устанавливаются квалификационные требования по соответствующей должности. В силу ст. 331 ТК РФ образовательный ценз для лиц, которые могут быть допущены к педагогической деятельности, устанавливается типовыми положениями. Так, согласно п. 88 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утв.

Источник: http://dtpstory.ru/konkurs-dlya-prepodavatelej-vuzov-trudovoe-zakonodatelstvo/

Как получить доцента и профессора — Молодой ученый

Конкурс для профессора: принимаем на работу преподавателя вуза

Плох тот аспирант, который не мечтает стать доцентом, и тот доцент, который не стремится получить профессора. Поэтому часто возникает вопрос, как это сделать.

Понятия «доцент» и «профессор» многозначны: они могут означать и должность, и ученое звание.

Издательство «Молодой ученый» выясняет, в чем различия должности и ученого звания, каким образом можно получить доцента и профессора, какие требования к ним предъявляются.

В чем разница между должностью доцента/профессора и ученым званием доцента/профессора

Если с учеными степенями все более или менее понятно (защитил кандидатскую или докторскую диссертацию — получил соответствующую ученую степень, подтвержденную дипломом), то система научных званий гораздо менее понятна на первый, непосвященный взгляд. Чем отличается доцент по должности от доцента по званию, профессор по должности от профессора по званию?

Формально должность и ученое звание не имеют между собой прямой связи. Так, вполне можно занимать должность доцента или профессора, не имея аттестата, подтверждающего наличие такого же ученого звания. И наоборот — наличие нужного аттестата не является гарантией получения соответствующей должности.

Однако фактически подавляющее большинство занимающих должность доцента в вузах имеют звание доцента и ученую степень кандидата наук, а занимающие должность профессора обладают ученым званием профессора и ученой степенью доктора наук.

Таким образом, путь преподавателя вуза, по которому идет это большинство, таков: защитил кандидатскую диссертацию → получил должность доцента → получил звание доцента → защитил докторскую диссертацию → получил должность профессора → получил звание профессора.

Поскольку звание профессора требует наличия обширного багажа знаний и научно-педагогического опыта, как правило, профессорами становятся после сорока лет. Однако истории известны и уникальные случаи. Например, математик Сергей Мергелян защитил докторскую диссертацию в 20 лет, в 22 года стал профессором, а в 25 — членкором Академии наук СССР.

Путаницу в восприятие должностей и званий добавляет еще и тот факт, что человек, занимающий должность, начинает безосновательно называть себя доцентом или профессором. Чтобы получить полное право именоваться доцентом или профессором, необходимо получить соответствующий аттестат, который дается за определенные заслуги в научно-педагогической деятельности.

Критерии присвоения ученых званий мы рассмотрим чуть позже. А пока разберемся, чем отличается должность от звания.

На должность доцента/профессора человека назначает ученый совет вуза или научного учреждения. Как правило, этому предшествует конкурс. Должность, в отличие от звания, дается на определенный период.

Список должностей профессорско-преподавательского состава вуза выглядит следующим образом:

  1. Ассистент
  2. Преподаватель
  3. Старший преподаватель
  4. Доцент
  5. Профессор

Ученое звание присваивается пожизненно, и наличие его подтверждается «корочками», или аттестатом доцента/профессора, выдаваемым Министерством образования и науки РФ.

В 2002 году в России утвержден единый реестр ученых степеней и званий. В нем перечислены следующие ученые звания:

  1. Доцент по специальности или доцент по кафедре.
  2. Профессор по специальности или профессор по кафедре.
  3. Член-корреспондент Академии наук.
  4. Действительный член Академии наук.

Как получить должность доцента и профессора

Для получения должности доцента или профессора требуется лишь высшее образование и опыт преподавания в вузе (для доцента — 3 года, для профессора — 5 лет). Следует отметить, что при наличии ученого звания доцента или профессора стаж не имеет значения.

Должность доцента или профессора присваивается преподавателям вузов, как правило, имеющим степень кандидата или доктора наук соответственно. Однако отсутствие ученой степени не может являться непреодолимым препятствием. На это прямо указывает п. 11 гл.

I Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 11.01.

2011 № 1н: «На должности доцента или профессора могут быть приняты лица, не имеющие ученой степени кандидата (доктора) наук и ученого звания, но имеющие стаж научно-педагогической работы или работы в организациях по направлению профессиональной деятельности, соответствующей деятельности образовательного учреждения высшего профессионального и дополнительного профессионального образования».

Доцентов по должности, не имеющих ученой степени и профессоров по должности, не защитивших докторскую, называют «холодными».

Соискатель должности проходит конкурсный отбор либо принимается без конкурса в качестве совместителя. Такой конкурс должен проводиться не реже чем раз в пять лет.

Должностные обязанность доцента и профессора схожи. Они ведут учебную и методическую работу, читают студентам лекции, проводят научные исследования, разрабатывают учебники и учебные пособия, готовят аспирантов и соискателей на кафедре. Кроме того, профессор руководит повышением квалификации работников кафедры.

Как получить ученое звание доцента

Если для получения должности доцента наличие ученой степени некритично, то получить такое же ученое звание, не защитив кандидатскую диссертацию по специальности, невозможно. Постановлением Правительства РФ от 10.12.

2013 № 1139 было утверждено действующее Положение о присвоении ученых званий, которое регламентирует порядок присвоения ученых званий.

Итак, что требуется для получения ученого звания доцента, согласно этому положению?

  1. Ученая степень кандидата наук.
  2. Общий стаж научно-педагогической работы не менее пяти лет, в том числе не менее трех лет в вузах и институтах повышения квалификации в объеме не менее ¼ ставки.
  3. Непрерывный стаж педагогической деятельности в данном вузе на должности доцента не менее двух лет.
  4. Наличие изданных за последние три года научных трудов (монографии или учебника либо двух научных или учебно-методических работ, а также трех научных трудов по специальности).
  5. Наличие не менее 20 учебных и научных трудов, опубликованных в рецензируемых изданиях.
  6. Для творческих и спортивных специальностей существуют дополнительные требования: наличие почетного звания (например, народного или заслуженного артиста/мастера спорта); звания лауреата, чемпиона конкурса, фестиваля, чемпионата не ниже общероссийского уровня; не менее двух учеников, получивших почетное звание или ставших лауреатами/чемпионами общероссийских конкурсов.

Если все требования соблюдены, соискатель подает заявление, и Совет кафедры или факультета либо научное подразделение НИИ готовит пакет документов, подтверждающих соблюдение требований, и передает их в Ученый совет. В него также входит рекомендация Совета кафедры или научного подразделения.

Ученый совет принимает решение о присвоении ученого звания, а Министерство образования и науки утверждает это решение либо отказывает. Срок рассмотрения аттестационного дела в Минобрнауки ограничен 6 месяцами.

Как получить ученое звание профессора

Ученое звание профессора присваивается похожим образом, только требования к нему более серьезные:

  1. Наличие ученой степени доктора наук.
  2. Стаж научно-педагогической работы не менее 10 лет, в том числе минимум 5 лет по научной специальности.
  3. Непрерывный стаж работы на должности профессора в данном вузе минимум 2 года не менее чем на ¼ ставки.
  4. Наличие ученого звания доцента не менее трех лет.
  5. Наличие не менее 50 учебных и научных трудов, опубликованных в рецензируемых изданиях.
  6. Наличие изданных за последние пять лет научных трудов (не менее трех научных или учебно-методических работ, а также пяти научных трудов по специальности), опубликованных в рецензируемых изданиях.
  7. Наличие одного учебника (если соискатель указан как автор) либо трех учебников (в соавторстве), изданных за последние 10 лет по специальности.
  8. Подготовка к защите диссертации и успешная защита в качестве научного руководителя или консультанта не менее трех лиц, при этом как минимум у одного тема диссертации должна соответствовать научной специальности соискателя.
  9. Также дополнительные требования в части наличия титула чемпиона или призера, почетного звания и подготовки чемпионов и призеров предъявляются к соискателям ученого звания профессора в области спорта и искусства.

С момента вступления нового Положения о присвоении научных званий, то есть с 1 января 2014 года, получить ученое звание стало сложнее: увеличен требуемый непрерывный стаж работы, количество научных публикаций, стать профессором минуя звание доцента теперь невозможно. Цель этих нововведений — повысить профессиональный уровень профессорско-преподавательского состава высшей школы и тем самым качество обучения в вузах.

Источник: https://moluch.ru/information/kak-poluchit-docenta-i-professora/

Как стать преподавателем ВУЗа?

Конкурс для профессора: принимаем на работу преподавателя вуза

Профессия преподавателя ВУЗа всегда была и до сих пор остается престижной в обществе. И это несмотря на бесконечные реформы нашего образования и невысокие зарплаты. Что же привлекает в этой профессии, какие профессиональные и личные качества надо иметь, какое образование необходимо получить, чтобы стать хорошим преподавателем?

Образование преподавателя ВУЗа

Для того, чтобы претендовать на должность преподавателя ВУЗа, необходимо иметь высшее образование не ниже специалиста или магистра. В исключительных случаях возможно привлечение лиц с дипломом бакалавра при наличии большого опыта работы по данной специальности.

Наличие за плечами аспирантуры позволяет участвовать в конкурсах на замещение должностей научных сотрудников и преподавателей ВУЗов. Защита диссертаций и получение ученых степеней дает возможность занимать должности доцентов и профессоров с последующим получением научных званий соответственно доцента и профессора.

Личные и профессиональные качества преподавателя

Преподавание в ВУЗе предъявляет определенные требования к личным качествам преподавателей. В первую очередь, это умение владеть собой и сохранять спокойствие в любой ситуации, которая может возникнуть в аудитории. Во-вторых, всегда относиться к студентам с уважением, независимо от того, заслуживает он, по вашему мнению, этого или нет.

И конечно, в профессиональном и интеллектуальном отношении необходимо быть на голову выше аудитории. И желательно, чтобы это не подвергалось сомнению, поскольку авторитет преподавателя является необходимым условием установления творческого контакта с аудиторией.

А для этого надо постоянно изучать литературу по специальности, быть в курсе последних достижений в своей области и не жалеть времени на подготовку к занятиям. Также необходимо хорошо знать государственные образовательные стандарты. Материала к занятиям надо готовить в два-три раза больше, чем требуется по программе.

Необходимо больше внимания уделять организации самостоятельной работы студентов.

Преподавателю ВУЗа обязательно нужно постоянно работать над своей речью, избегать слов паразитов и не опускаться в поисках дешевого авторитета до сленга и жаргона. По возможности не читать свои конспекты, поскольку студенты не будут их слушать на протяжении всего занятия.

Нагрузка и обязанности преподавателя

Функциональные обязанности и нагрузка преподавателя ВУЗа зависит, прежде всего, от должности и звания. От этих двух факторов зависит и размер материального вознаграждения.

Учебная нагрузка в зависимости от ВУЗа и профиля кафедры устанавливается самостоятельно самими учебеыми заведениями, но не должна превышать 900 часов в год.

Преподаватель университета может сократить учебную нагрузку за счет увеличения часов на научную работу.

Согласно Трудовому кодексу, продолжительность рабочей недели педагогических работников не должна превышать 36 часов, а продолжительность отпуска составляет 56 календарных дней. 

Должности преподавателей ВУЗов

Самым первым уровнем педаогической иерархии в ВУЗах является преподаватель. На эту должность может претендовать человек с дипломом специалиста или магистра.

Может ли бакалавр стать преподавателем ВУЗа?

Как правило, нет, за исключением случаев временного замещения отсутствующего преподавателя на практических занятиях. Но это дает возможность начать преподавать в ВУЗе. Для продолжения работы преподавателем необходимо будет получить диплом магистра, а для дальнейшей карьеры в этой области надо иметь образование преподавателя, которое дает обучение в аспирантуре.

Ассистент – это уже профессиональная квалификация преподавателя университета/ВУЗа, которая предполагает не только наличие диплома специалиста или магистра, но и опыт преподавательской работы в течение одного года или после обучения в аспирантуре без предъявления требований к стажу работы. Ассистент проводит семинарские и практические занятия со студентами, проводит консультации и помогает доценту или профессору в приеме экзаменов.

Между ассистентом и доцентом существует должность старшего преподавателя, которая, кроме уже перечисленных обязанностей ассистента, предполагает чтение лекций, подготовку методических материалов и пособий. Старший преподаватель должен иметь или ученую степень кандидата наук, или стаж педагогической работы не менее трех лет.

Должность доцента охватывает все виды педагогической и образовательной деятельности в ВУЗе и обязательное ведение научной работы.

Соискатели этой должности обязаны иметь ученую степень кандидата наук, научные труды и публикации, активно участвовать в конференциях и симпозиумах, руководить аспирантами и соискателями ученой степени.

При наличии стажа работы доцентом в течение 5 лет, ему может быть присвоено ученое звание доцента.

Завершает эту иерархию должностей и научных званий в ВУЗе профессор.

Как правило, для занятия этой должности необходима ученая степень доктора наук, не менее 5 лет стажа научно-педагогической деятельности, подготовка к защите аспирантов и соискателей, публикация монографий, учебных пособий и научных статей в рецензируемых журналах, индексированных как в наших, так и зарубежных базах данных (цитирования).

Надо заметить, что при наличии ученого звания доцента или профессора стаж работы в образовательном учреждении уже не играет роли. Замещение должностей профессорско-преподавательского состава происходит на основе избрания по конкурсу. Конкурсы на замещение преподавательских должностей проводятся раз в пять лет.

Ученое звание и должность доцента позволяет ему быть выбранным и назначенным на должность заведующего кафедрой, а профессора – деканом факультета и ректором ВУЗа.

Научная деятельность преподавателя

Образовательная деятельность в ВУЗе немыслима без серьезной научной работы преподавателей и студентов.

Поэтому при защите кандидатских и докторских диссертаций, а также при проведении конкурсов на замещение вакантных должностей профессорско-преподавательского состава, необходимым требованием является активное участие в научной работе.

К ней относится публикация научных статей ВАК, монографий, тезисов докладов и выступлений на конференциях и симпозиумах.

Так для защиты кандидатской диссертации следует представить 2-3 научные статьи в журналах ВАК (не дублирующие другу друга), а для докторской – это 15 статей для цикла гуманитарных дисциплин и 10 статей для всех остальных областей в рецензируемых журналах.

Но все эти трудности можно преодолеть, если поставить себе перед собой цель работать преподавателем в университете, что в свою очередь открывает большие возможности для реализации своих способностей.

Возможно,

3 способа разместить свою статью в eLIBRARY самостоятельно

Источник: https://ru-science.com/ru/blog/publikaciya-nauchnyh-statej-vak/kak-stat-prepodavatelem-vuza

Как стать преподавателем в вузе: образование, условия работы, стаж

Конкурс для профессора: принимаем на работу преподавателя вуза

Профессия преподавателя в вузе остается противоречивой. Кто-то считает ее престижной и уважаемой, а кого-то отпугивают низкие зарплаты работников сферы образования. Давайте подробнее познакомимся с условиями работы тех, кто дает знания студентам. А также узнаем, как стать преподавателем вузе.

Образование

Это самый первый пункт, с которым сталкиваются новички. Чтобы стать преподавателем в вузе, надо иметь диплом о высшем образовании. При этом нужно быть как минимум специалистомили магистром.

Прием на работу бакалавра станет исключением из правил. Это возможно только при наличии практического опыта работы по специальности.

Наличие оконченной аспирантуры дает большие преимущества тем, кто интересуется, как стать старшим преподавателем в вузе. Такой специалист может принимать участие в различных конкурсах на замещение должностей научных сотрудников.

Если преподаватель защитил диссертацию и получил ученую степень, он может претендовать на вакансию доцента или профессора.

Тот, кто стал преподавателем в вузе, не должен жалеть о своем выборе. Поэтому нужно заранее собрать как можно больше информации о будущей профессии.

Личные качества

Интересуясь, как стать преподавателем в вузе, важно понимать, что эта профессия подходит не всем. Будущему специалисту для работы со студентами понадобится целый набор не только профессиональных, но и личных характеристик.

Первое, что нужно, чтобы стать преподавателем в вузе – это стрессоустойчивость. Что скрывается за этим понятием? Надо сказать, что стрессоустойчивость требуется на многих вакансиях. Профессиональный преподаватель – не исключение.

Этот специалист должен превосходно контролировать собственные эмоции и в любой ситуации сохранять спокойствие. Ведь в аудиториях могут возникать различные ситуации.

Преподаватель должен оставаться спокойным и сохранять уважительное отношение к студентам.

Интересуясь, как стать преподавателем в вузе, нужно понимать, что этот специалист должен быть компетентен в своем предмете. Что это означает? Чтобы давать знания другим, нужно самому хорошо разбираться в предмете.

Преподаватель, который досконально ориентируется в предмете, вызывает уважение у собственных студентов и со временем становится для них авторитетом.

Вот почему важно не только стать преподавателем в вузе, но оставаться им на протяжении всей карьеры. Чтобы не потерять авторитет, нужно постоянно совершенствоваться.

Следить за новыми веяниями в собственной области, стараться преподносить информацию интересно и давать студентам актуальные знания.

Для этого нужно серьезный запас времени отводить на подготовку к студенческим лекциям и семинарам. Все это требует времени и сил.

Также важно уметь организовать самостоятельную работу студентов. Ведь после окончания учебного заведения они станут самостоятельными, а преподавателя, которому можно задать любой вопрос, рядом не будет.

Кроме этого, преподаватель вуза должен хорошо знать государственные образовательные стандарты.

Еще один момент, касающийся профессионализма, – это речь. Преподаватель вуза должен говорить правильно, категорически избегая слов-паразитов.

Кроме того, не стоит пытаться сойти за своего в компании студентов, используя молодежный сленг или жаргон. Ничего кроме насмешек это не вызовет.

Лучше стать авторитетом для подражания, а не пытаться походить на вчерашнего студента, который сам недавно получил диплом и едва разбирается в предмете, но при этом пытается учить других.

Интересуясь, как стать преподавателем в вузе, будьте готовы к тому, что постоянно нужно будет учиться новому.

Условия работы

Трудовой кодекс определяет для преподавателей максимальной количество рабочих часов в течение недели – не более тридцати шести. Учебная нагрузка для преподавателя вуза может составлять максимум девятьсот часов в течение года. Сократить ее можно, увеличив количество часов на научную работу.

Кроме того, преподавателям вуза, если снова ссылаться на Трудовой кодекс, полагается отпуск в размере пятидесяти шести календарных дней.

Нагрузка

Как говорилось выше, общегодовая нагрузка для преподавателя вуза не должна превышать девятисот часов. Это означает, что ежедневно придется проводить в среднем две-четыре пары.

Однако нужно понимать, что оплачиваемые часы, свободные от пар – это не личное время преподавателя. Оно выделяется на подготовку к лекциям, написание конспектов и методичек, проверку самостоятельных работ и т.д. Как вы понимаете, работа преподавателя в вузе не ограничивается проведением учебных лекций для студентов.

Помимо этого есть обязанность по составлению полного методического комплекта, который включает документы, которые должны соответствовать общепринятым стандартам.

Полные методические комплекты, составленные преподавателем, несколько раз в течение учебного года проверяют комиссии. В случае обнаружения недостатков, работу придется исправлять.

Кроме того, регулярное изменение общепринятых стандартов заставляет переделывать полные методические комплекты, потому что некоторые предметы устаревают и исключаются из учебной программы, а некоторые, наоборот, появляются.

Для преподавателя вуза это означает, что работу по составлению полного методического комплекта нужно начинать сначала.

Карьерная лестница

Теперь вы знаете, как стать преподавателем в институте. Осталось разобраться, что ожидает в дальнейшем тех, кто начинает карьеру в сфере образования.

  • преподаватель;
  • ассистент;
  • старший преподаватель;
  • доцент;
  • профессор.

Преподаватель

Это первая ступень. На эту должность принимают тех, кто имеет диплом магистра или специалиста. Поэтому теперь вы знаете, как стать преподавателем в вузе без аспирантуры. Сложнее всего пробиться на вакансию вуза тем, кто имеет диплом бакалавра.

Как правило, таких кандидатов принимают только в качестве замены основного преподавателя на практических занятиях. Однако для кого-то эта лазейка может стать стартом. Это актуально и для тех, кто интересуется, как стать преподавателем в медицинском вузе.

В дальнейшем можно будет получить диплом магистра или даже стать аспирантом для продолжения карьеры и получения более привлекательных перспектив.

Следующая ступень для преподавателя. Эту должность занимают те, кто имеет не только диплом, но и практический опыт преподавания на протяжении одного года. Также вакансия доступна тем, кто закончил аспирантуру. Стаж работы в этом случае не имеет значения.

У аспиранта он может вовсе отсутствовать и это не помешает ему претендовать на должность ассистента. Обязанности этого сотрудника состоят в проведении семинаров, консультаций и практических занятий.

Кроме того, ассистент помогает доцентам и профессорам принимать экзамены у студентов.

Старший преподаватель

Эта должность совмещает в себе обязанности предыдущей, а также обязывает читать лекции, подготавливать методические пособия для студентов. Требование к этой должности одно: потенциальный кандидат на должность старшего преподавателя должен обладать ученой степенью кандидата наук или имеет стаж педагогической работы не менее трех лет.

Доцент

Чем выше должность, тем больше обязанностей она возлагается на преподавателя вуза. Доцент помимо педагогической деятельности обязательно должен вести научную работу. Чтобы претендовать на вакансию, нужно быть кандидатом наук, а также иметь научные публикации, участвовать в конференциях. Если отработать в этой должности пять лет, то можно получить ученое звание доцента.

Профессор

Чтобы претендовать на эту должность, нужно быть доктором наук, а также отработать педагогом на протяжении пяти лет. Также соискатель должен подготавливать аспирантов и соискателей, публиковать учебные пособия, научные статьи и т.д.

Стоит отметить, что при наличии ученого звания доцент или профессор преподавательский стаж не имеет значения. Оба соискателя могут принять участие в конкурсе на замещение вакантной должности. Такие мероприятия проводятся раз в пять лет.

Доцент может стать заведующим кафедрой, а профессор – деканом факультета или ректором вуза.

Стаж

Преподавание в вузе включают в педагогический стаж. Это важный нюанс, который дает сотрудникам некоторые бонусы.

Начисляется педагогический стаж только при официальном трудоустройстве в учебное заведение. После наработки двадцатипятилетнего стажа преподаватель имеет право на льготную пенсию.

Особенности

Преподаватель вуза – пожалуй, самая ответственная деятельность по сравнению с коллегами. Вот почему нужна соответствующая подготовка. Как минимум, нужно иметь диплом магистра или специалиста. Для бакалавров путь в систему образования будет значительно длиннее. И совсем нет шансов у тех, кто не имеет высшего образования.

Однако для продвижения по карьере нужно будет поступать в аспирантуру, получать ученую степень. Иначе максимальная должность, которую можно будет занимать – это ассистент.

Нередко преподавателями вуза становятся его бывшие выпускники, которые заслужили хорошую репутацию в период обучения. Вот почему начинать задумываться о построении будущей карьеры стоит еще с первых курсов студенческой скамьи.

Источник: http://fb.ru/article/431523/kak-stat-prepodavatelem-v-vuze-obrazovanie-usloviya-rabotyi-staj

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.