+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Отраслевые соглашения от а до я

Содержание

Отраслевое соглашение для мед.учреждений

Отраслевые соглашения от а до я

В октябре 2013 года Минздрав и Профсоюз работников здравоохранения Российской Федерации заключили отраслевое соглашение по вопросам оплаты труда, режимов труда и отдыха, повышения квалификации работников, мер социальной поддержки, условий и охраны труда, развития социального партнерства. О том, какие условия включает в себя данное соглашение, расскажем в настоящей статье.

Отраслевое соглашение по федеральным государственным бюджетным и казенным учреждениям, находящимся в ведении Минздрава, на 2013-2016 годы (далее – Соглашение) является правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения и устанавливающим общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений. Оно заключено между полномочными представителями работников и работодателей на отраслевом уровне социального партнерства в пределах их компетенции.

Соглашение содержит взаимные обязательства сторон по вопросам:

– оплаты труда;

– режимов труда и отдыха;

– занятости, повышения квалификации работников;

– условий и охраны труда;

– мер социальной поддержки;

– гарантий и компенсаций;

– гарантий социально-экономических и трудовых прав молодых работников и учащейся молодежи;

– развития социального партнерства;

– обеспечения гарантий прав профсоюза в сфере создания условий для осуществления деятельности выборными органами первичных профсоюзных организаций.

Соглашение является обязательным для выполнения как работниками, так и работодателями и не ограничивает права последних в расширении социальных гарантий и мер социальной поддержки работникам при наличии собственных средств для их обеспечения.

Оно состоит из 11 разделов. Остановимся на некоторых из них.

Оплата труда в медицинских учреждениях

В соответствии с Соглашением остаются приоритетными обещания Президента РФ об оплате труда, данные им в Указе от 07.05.2012 N 597 “О мероприятиях по реализации государственной социальной политики”.

При этом обе стороны Соглашения обязались проводить мониторинг ситуации по достижению целевых значений соотношения средней заработной платы работников, повышение оплаты труда которых предусмотрено названным указом.

Вторым по значимости моментом для сторон стал эффективный контракт. В частности, п. 3.1.2 Соглашения рекомендовано создавать условия для оплаты труда на основе эффективного контракта с работниками в зависимости:

– от результатов и качества их труда;

– от заинтересованности в эффективном функционировании структурных подразделений, повышении качества оказываемых услуг.

Для этого следует заключать дополнительные соглашения с работниками учреждений в целях конкретизации трудовых функций по соответствующим должностям, установления показателей, критериев, условий и размеров осуществления выплат стимулирующего характера.

Для успешной реализации перехода на эффективный контракт стороны обязались проводить разъяснительную работу в части совершенствования системы оплаты труда и оформления трудовых отношений с работниками на основе эффективного контракта (п. 2.1.

3 Соглашения), а работодатели – установить дифференциацию оплаты труда работников, выполняющих работы различной сложности, на основе оценки сложности труда работников, оптимизации структуры заработной платы и штатной численности работников.

Отметим, что дифференциация оплаты труда основного и прочего персонала, оптимизация расходов в части административно-управленческого и вспомогательного персонала с учетом предельной доли расходов на оплату их труда в фонде оплаты труда учреждения должна составлять не более 40%.

Установленная или измененная заработная плата (без учета премий и иных стимулирующих выплат) в силу п. 3.2.

4 Соглашения должна быть не меньше заработной платы (без учета премий и других стимулирующих выплат), выплачиваемой работникам до ее изменения, при условии сохранения объема должностных обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации.

https://www.youtube.com/watch?v=dKgKFjen2gs

Также не осталось без внимания установление систем оплаты труда в бюджетных и казенных учреждениях, подведомственных Минздраву.

В частности, системы оплаты труда работников названных учреждений, включающие размеры окладов (должностных окладов), выплаты компенсационного и стимулирующего характера, а также системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с Положением об установлении систем оплаты труда работников федеральных государственных бюджетных и казенных учреждений, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 N 583, и иными нормативно-правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Особое внимание уделено установлению размеров отдельных выплат.

1. Оклады (должностные оклады). Пунктом 3.2.

5 Соглашения определено, что размеры окладов (должностных окладов) работников должны устанавливаться на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности (профессиональных квалификационных групп), с учетом сложности и объема выполняемой работы. При этом фиксированный размер оклада подлежит включению в трудовой договор.

Относительно размеров должностных окладов заместителей руководителей и главных бухгалтеров сказано, что они должны быть на 10-30% ниже должностных окладов руководителей (п. 3.2.9 Соглашения).

Примечание. Размеры выплат компенсационного характера предусматриваются в трудовом договоре с работником.

2. Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда. Оплата труда таких работников должна производиться в повышенном размере.

Конкретные размеры повышения заработной платы устанавливаются с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в порядке, предусмотренном ст.

 372 ТК РФ, и не могут быть ниже 4% тарифной ставки (оклада), определенной для различных видов работ с нормальными условиями труда .

3. Оплата работы в ночное время. Напомним, что ночным считается время с 22 до 6 часов.

Работа в это время должна оплачиваться также в повышенном размере – не менее 20% часовой тарифной ставки (оклада, должностного оклада) за каждый час работы в ночное время.

При наличии финансовых средств данная доплата может быть установлена в размере до 50%. А работникам, оказывающим экстренную, скорую и неотложную медицинскую помощь, за работу ночью можно доплачивать до 100% (п. 3.2.7 Соглашения).

В любом случае конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются коллективным или трудовым договором, локальным нормативным актом.

4. Выплаты стимулирующего характера. Размеры данных выплат устанавливаются с учетом разрабатываемых в учреждении показателей и критериев оценки эффективности труда работников коллективными договорами и локальными нормативными актами. Конкретные размеры выплат стимулирующего характера и условия их осуществления предусматриваются в трудовом договоре (п. 3.2.8 Соглашения).

Размеры выплат стимулирующего характера заместителям руководителей учреждений должны определяться с учетом показателей эффективности работы, устанавливаемых руководителем.

Обратите внимание! В силу п. 3.2.12 Соглашения работодатели обязаны обеспечить индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги, направленную на увеличение размеров тарифных ставок, окладов (должностных окладов).

Режимы труда и отдыха медицинских работников

В разделе IV Соглашения стороны определили особенности режимов труда и отдыха работников учреждений, подведомственных Минздраву. Так, в соответствии со ст.

 350 ТК РФ устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени – не более 39 часов в неделю.

При этом в зависимости от должности или специальности продолжительность рабочего времени медицинских работников определяется согласно Постановлению Правительства РФ от 14.02.2003 N 101 и иным нормативным правовым актам.

Обратите внимание! На основании п. 4.1.4 Соглашения работодатели имеют право привлекать работников к работе за пределами продолжительности рабочего времени, установленной для выполнения данными работниками сверхурочной работы в порядке, предусмотренном Трудовым кодексом, или (с их согласия) работы по совместительству, оформленной по отдельному трудовому договору.

Порядок привлечения работников к работе в выходные, нерабочие праздничные дни регламентируется трудовым законодательством, как и порядок установления продолжительности рабочего времени при работе ночью.

Про ежегодные оплачиваемые отпуска скажем лишь то, что предоставляются они на общих основаниях в соответствии с утвержденным графиком отпусков, а п. 4.6 Соглашения гарантировано право на такой отпуск работникам, имеющим детей-инвалидов, в удобное для них время. А вот дополнительным отпускам уделим особое внимание.

Пунктом 4.2 Соглашения определено, что ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются:

1) работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, – в соответствии с приложением к коллективному договору, разработанным с учетом:

– Приказа Минздрава РФ N 225, Минобороны РФ N 194, МВД РФ N 363, Минюста РФ N 126, Минобразования РФ N 2330, Минсельхоза РФ N 777, ФПС РФ N 292 от 30.05.2003 ;

Источник: http://prom-nadzor.ru/content/otraslevoe-soglashenie-dlya-med-uchrezhdeniy

Отраслевых соглашения – Все о кадрах

Отраслевые соглашения от а до я

Зачастую работодатели не знают или забывают о том, что нормы трудового права, обязательные для исполнения, установлены не только в ТК РФ, но и в отраслевых соглашениях. В статье речь пойдет о соглашениях, заключенных на федеральном уровне.

Причем если организация в установленный срок не откажется от присоединения к такому соглашению в письменном виде, то его нормы будут обязательны для данного работодателя и его работников.

Рассмотрим порядок принятия соглашений, вступления их в силу и процедуру отказа от присоединения.

Для начала определимся, что такое соглашение, кто его заключает, а также в каких случаях оно обязательно для работодателей и работников. Согласно ч. 1 ст.

 45 ТК РФ соглашение — это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства.

Как правило, в соглашение включают обязательства сторон по оплате труда, режимам работы и отдыха, охране труда и т.д.

При этом конкретное содержание и структуру соглашения определяют по договоренности между представителями сторон (ч. 1 ст. 46 ТК РФ). Срок действия соглашения устанавливается сторонами, но не может превышать трех лет.

При этом возможна одна пролонгация соглашения на аналогичный период — не более трех лет (ч. 2 ст. 48 ТК РФ).

В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться следующие соглашения (ст. 45 ТК РФ):

— генеральное (устанавливает принципы регулирования на федеральном уровне);

— межрегиональное (устанавливает принципы регулирования на уровне двух и более субъектов РФ);

— региональное (устанавливает принципы регулирования на уровне субъекта РФ);

— отраслевое (межотраслевое) (определяет условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли);

— территориальное (включает условия труда, гарантии, компенсации и льготы работникам на территории муниципального образования) и др.

Кто заключает соглашение

Сторонами выступают работодатели и работники. Только они представляют интересы не одной организации, а целой отрасли, какого-то региона или иной территории.

Поэтому заключают соглашение с одной стороны объединения работодателей, с другой — профсоюзы работников.

Если соглашение требует финансирования из бюджета (частичного или полного), то третьей стороной должен быть государственный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления.

https://www.youtube.com/watch?v=AC3NMMiShkk

Зная это, можно понять, какое соглашение будет обязательно для работодателя, а какое — нет. Так, по общему правилу, соглашения действуют в отношении тех работодателей, которые являются членами объединений, заключивших данные соглашения. Также они обязательны для лиц, которые уполномочили объединения работодателей от их имени участвовать в коллективных переговорах (ч. 3 ст. 48 ТК РФ).

Обязательность для исполнения

Получается, если организация не входит в объединение работодателей или не уполномочивала другую организацию представлять ее интересы, то соглашение на нее не распространяется.

Однако есть некоторые соглашения, условия которых необходимо соблюдать всем работодателям.

Это отраслевые соглашения, подписанные на федеральном уровне, в отношении которых действует особая процедура их распространения, регламентированная в ст. 48 ТК РФ.

Речь здесь идет о соглашениях, устанавливающих обязанности в сфере труда для работодателей, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации в соответствующей отрасли.

Напомним, что в отраслевых (межотраслевых) соглашениях прописываются общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (ч. 8 ст. 45 ТК РФ).

Данные соглашения могут заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства (ч. 8 ст. 45 ТК РФ).

По отраслевым соглашениям, выдвинутым на федеральном уровне, органы государственной власти вправе предложить работодателям присоединиться, а те вправе отказаться. Рассмотрим процедуру опубликования и присоединения к указанным соглашениям подробнее.

Порядок опубликования

В течение семи дней со дня подписания соглашения оно должно быть передано на уведомительную регистрацию в Федеральную службу по труду и занятости (ч. 1 ст. 50 ТК РФ).

Затем в течение трех календарных дней со дня регистрации соглашения (изменений и дополнений к нему) Роструд направляет его текст и регистрационные сведения в Минздравсоцразвития РФ для размещения на официальном сайте министерства (www.minzdravsoc.ru) и опубликования в газете “Ваше право”. Об этом сказано в п.

 1 Порядка опубликования заключенных на федеральном уровне отраслевых соглашений и предложения о присоединении к соглашению, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2007 N 260 (далее — Порядок).

Пример. Форма предложения о присоединении к соглашению

После опубликования документа стороны могут предложить министру здравоохранения и социального развития обратиться к работодателям, осуществляющим деятельность в соответствующей отрасли и не участвовавшим в его заключение, с предложением присоединиться к нему (п. 2 Порядка). Форма обращения министра приведена в Примере. Предложение должно быть официально опубликовано в “Российской газете”, с указанием сведений о регистрации соглашения и источнике опубликования (п. 3 Порядка).

Отказ от присоединения

Со дня опубликования предложения о присоединении у работодателя есть 30 календарных дней, чтобы подготовить и направить в Минздравсоцразвития России мотивированный письменный отказ присоединиться к соглашению (ч. 8 ст. 48 ТК РФ). Причем к отказу следует приложить протокол консультаций работодателя с профсоюзом работников (ч. 8 ст. 48 ТК РФ). Если же профсоюза в организации нет, то в отказе следует на это указать.

При этом министр здравоохранения и социального развития вправе пригласить представителей данного работодателя и профсоюзной организации для проведения консультаций с участием представителей сторон соглашения (ч. 9 ст. 48 ТК РФ). Делается это с целью выяснить, по объективным ли причинам работодатель не может выполнить условия соглашения.

В свою очередь, если работодатели не воспользовались своим правом на отказ от присоединения, то со дня официального опубликования данного предложения соглашение считается автоматически распространенным на них (ч. 8 ст. 48 ТК РФ).

В настоящее время Минздравсоцразвития РФ обратилось к работодателям с предложением о присоединении далеко не по всем подписанным федеральным отраслевым соглашениям. Среди таких соглашений, например, тарифное в сфере ЖКХ, отраслевое в оценочной деятельности, по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту.

Несмотря на небольшое количество предложений о присоединении, такое предложение может поступить от Минздравсоцразвития России в любой момент. Поэтому не лишним будет ознакомиться с перечнем отраслевых соглашений, заключенных на федеральном уровне социального партнерства по состоянию на 01.04.2012 (см. Таблицу на стр. 52).

В заключение добавим, что если работодатель нарушит обязательства, прописанные в соглашениях, то он может быть оштрафован в размере от трех до пяти тысяч рублей (ст. 5.31 КоАП РФ).

Если же в отношении работников одновременно действует несколько соглашений, применяются условия тех из них, которые наиболее благоприятны для работников (ч. 6 ст. 48 ТК РФ).

Таблица

Перечень действующих федеральных отраслевых соглашений

N п/пНаименование соглашенияСрок действияУведомление о регистрации — письмо Роструда (регистрация: дата и номер)Предложение о присоединении — письмо Минздравсоцразвития
12345
1Отраслевое тарифное соглашение в гражданской авиации России2007-2009, продлено до 29.08.2012

Источник: http://info-personal.ru/zakon/otraslevyh-soglasheniya/

Как применять отраслевые соглашения – НалогОбзор.Инфо

Отраслевые соглашения от а до я

Отраслевое соглашение регулирует трудовые отношения сотрудников определенной отрасли и может быть заключено на федеральном, межрегиональном, региональном или территориальном уровнях. Если действие соглашения распространяется на сотрудников нескольких отраслей, то оно считается межотраслевым. Это установлено частью 8 статьи 45 Трудового кодекса РФ.

Разработка проекта соглашения

Проект отраслевого соглашения разрабатывается в ходе коллективных переговоров (ч. 1 ст. 47 ТК РФ). По общему правилу в них участвуют представители работодателей и сотрудников данной отрасли. Интересы работодателей представляют объединения работодателей (ч. 2 ст. 33 ТК РФ). Интересы сотрудников – соответствующие профсоюзы или их объединения (ч. 3 ст. 29 ТК РФ).

Кроме того, в коллективных переговорах могут участвовать органы государственной власти или местного самоуправления (ч. 3 ст. 45 ТК РФ).

В зависимости от состава участников коллективных переговоров отраслевое соглашение, принятое по результатам таких переговоров, может быть двусторонним или трехсторонним (ч. 2 ст. 45 ТК РФ).

Порядок и сроки разработки проекта и заключения соглашения определяет комиссия по ведению коллективных переговоров, которая состоит из уполномоченных представителей сторон переговоров (ч. 2 ст. 36, ч. 5 ст. 47 ТК РФ).

Работодателям отрасли, которые не являются членами объединения, ведущего коллективные переговоры, также может быть предложено участие в переговорах.

Для этого комиссия направит в их адрес соответствующие уведомления с предложением форм возможного участия.

В частности, таким работодателям может быть предложено направить для участия в переговорах собственных представителей или делегировать право представлять свои интересы уже сформированному объединению.

Работодатели, получившие уведомление, не обязаны участвовать в коллективных переговорах. Однако они обязаны проинформировать об уведомлении профсоюзную организацию (при ее наличии).

Решение об участии или отказе от участия в коллективных переговорах работодатель принимает в ходе консультаций с профсоюзом, а при его отсутствии – самостоятельно.

Такой порядок установлен частью 5 статьи 47 Трудового кодекса РФ.

По общему правилу отраслевые соглашения, требующие бюджетного финансирования, стороны заключают до подготовки проекта соответствующего бюджета на финансовый год, который относится к сроку действия соглашения (ч. 2 ст. 47 ТК РФ).

соглашения

и структура отраслевого соглашения определяются по договоренности между представителями сторон коллективных переговоров, которые свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и включения их в соглашение (ч. 1 ст. 46 ТК РФ).

Частью 2 статьи 46 Трудового кодекса РФ определен лишь примерный перечень вопросов, которые могут быть урегулированы в отраслевом соглашении. К ним, в частности, относятся:

  • развитие социального партнерства.

Срок соглашения

Срок действия отраслевого соглашения также определяется сторонами, но не может превышать трех лет. Стороны имеют право один раз продлить действие соглашения на срок не более трех лет. Такое правило установлено частью 2 статьи 48 Трудового кодекса РФ.

Вступление соглашения в силу

Отраслевое соглашение подписывают представители сторон, участвовавших в коллективных переговорах (ч. 8 ст. 47 ТК РФ). Со дня подписания оно вступает в силу, если иное не установлено самим соглашением (ч. 1 ст. 48 ТК РФ).

В течение семи календарных дней со дня подписания соглашение направляют на уведомительную регистрацию (ч. 1 ст. 50 ТК РФ). При этом вступление отраслевого соглашения в силу не зависит от факта уведомительной регистрации (ч. 2 ст. 50 ТК РФ).

Действие соглашения по кругу лиц

Подписанное отраслевое соглашение действует в отношении:

  • всех работодателей, являющихся членами объединения, которое заключило соглашение. Прекращение членства в объединении после подписания соглашения не освобождает работодателя от его выполнения. Работодатель, вступивший в объединение в период действия соглашения, обязан выполнять предусмотренные соглашением обязательства;
  • работодателей, которые не входили в подписавшее соглашение объединение, однако уполномочили это объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение;
  • работодателей, которые присоединились к соглашению после его заключения;
  • органов государственной власти и местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств;
  • всех работников, состоящих в трудовых отношениях с перечисленными выше работодателями.

Такой порядок установлен частями 3 и 5 статьи 48 Трудового кодекса РФ.

Если в отношении сотрудника действует сразу несколько отраслевых соглашений, работодателю следует применять соглашение, условия которого наиболее благоприятны для сотрудника (ч. 6 ст. 48 ТК РФ).

Ситуация: нужно ли после подписания отраслевого соглашения вносить изменения в трудовые договоры с сотрудниками? Отраслевым соглашением установлены дополнительные выплаты в пользу сотрудников.

Да, нужно, если организация планирует учитывать такие выплаты в целях налогообложения.

Трудовое законодательство не обязывает работодателя вносить изменения в трудовые договоры с сотрудниками после того, как на организацию было распространено действие отраслевого соглашения.

Положения отраслевого соглашения являются нормами прямого действия, которые регулируют социально-трудовые отношения, в частности устанавливают трудовые гарантии и льготы сотрудникам (постановление ФАС Дальневосточного округа от 6 августа 2003 г. № Ф03-А51/03-2/1775).

Это значит, что работодатель обязан осуществлять выплаты, предусмотренные отраслевым соглашением, независимо от того, внесены соответствующие изменения в трудовые договоры с сотрудниками или нет.

Вместе с тем, дополнить трудовые договоры положением о дополнительных выплатах необходимо для того, чтобы такие выплаты можно было включить в состав расходов на оплату труда. Указать на определенные условия в трудовом договоре можно в виде ссылки на нормы соглашения, без конкретной их расшифровки. Об этом говорится в письме Минфина России от 5 марта 2005 г. № 03-03-01-04/1/99.

Присоединение к соглашению

По предложению сторон отраслевого соглашения, заключенного на федеральном уровне, руководитель Минтруда России может предложить работодателям, не участвовавшим в заключении соглашения, присоединиться к нему.

Предложение о присоединении к соглашению официально публикуют в «Российской газете» и на официальном сайте Минтруда России. Рекомендуемый образец предложения о присоединении к соглашению приведен в приказе Минтруда России от 12 ноября 2015 г. № 860н.

Порядок публикации заключенных на федеральном уровне отраслевых соглашений и предложений о присоединении к ним утвержден приказом Минтруда России от 12 ноября 2015 г. № 860н.

Работодатели соответствующей отрасли в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению могут направить в Минтруд России мотивированный письменный отказ.

При этом к отказу должен быть приложен протокол консультаций с профсоюзом (при наличии его в организации).

В случае отказа работодателя присоединиться к соглашению руководитель Минтруда России может пригласить для проведения консультаций представителей этого работодателя и представителей его сотрудников (профсоюза – при наличии). Участие приглашенных в консультациях является обязательным.

Работодатели, которые такой отказ не направили, автоматически считаются присоединившимися к соглашению со дня официального опубликования предложения о присоединении.

Такой порядок установлен статьей 48 Трудового кодекса РФ.

Изменение и дополнение соглашения

При необходимости отраслевое соглашение может быть изменено или дополнено. Изменения и дополнения вносятся в соглашение по результатам коллективных переговоров или по упрощенной процедуре, которая может быть предусмотрена самим соглашением (ст. 49 ТК РФ).

Внимание: нарушение или невыполнение работодателем обязательств по отраслевому соглашению является нарушением трудового законодательства, за которое предусмотрена административная ответственность (ст. 5.28 КоАП РФ).

Действующие отраслевые соглашения

В настоящее время отраслевые соглашения действуют во многих отраслях, например в строительстве, сельском хозяйстве, транспорте. Полный перечень действующих соглашений в той или иной отрасли см. в таблице.

Источник: http://NalogObzor.info/publ/uchet_v_otrasljakh/stroitelstvo/kak_primenjat_otraslevye_soglashenija/107-1-0-2734

Примеры отраслевых соглашений. Охрана труда

Отраслевые соглашения от а до я


Оглавление

Введение

1.              и структура. Порядок разработки проекта соглашения и заключения соглашения.

2.              Действие соглашения и контроль за его исполнением.

2.1.              Регистрация коллективного договора, соглашения

2.2.              Контроль за выполнением коллективного договора, соглашения

3.              Примеры отраслевых соглашений. Охрана труда.

3.1. Новое Федеральное отраслевое соглашение по строительству.

3.1.1. Охрана труда

3.2. Отраслевое соглашение по агропромышленному комплексу Российской Федерации на 2012 – 2014 годы. Охрана труда.

3.3. Федеральное отраслевое соглашение по организациям связи и информационных технологий Российской Федерации на 2012 – 2014 годы. Охрана труда.

Список используемой литературы

Введение

Соглашение – правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.

По договоренности сторон, участвующих в коллективных переговорах, соглашения могут быть двусторонними и трехсторонними.

Соглашения, предусматривающие полное или частичное финансирование из соответствующих бюджетов, заключаются при обязательном участии соответствующих органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, являющихся стороной соглашения.

В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения[1].

Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.

Территориальное соглашение устанавливает общие условия труда, гарантии, компенсации и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования.

Иные соглашения – соглашения, которые могут заключаться сторонами на любом уровне социального партнерства по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

В отраслевом соглашении стороны-подписанты стараются находить такие пути социального партнерства, которые в конечном итоге способствуют созданию в трудовых коллективах социального мира и здорового психоэмоционального микроклимата, что уже объективно ведет к более высокой производительности труда[2].

1.      и структура. Порядок разработки проекта соглашения и заключения соглашения

и структура соглашения определяются по договоренности между представителями сторон, которые свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и включения в соглашение.

В соглашение могут включаться взаимные обязательства сторон по следующим вопросам:

– оплата труда;

– условия и охрана труда;

– режимы труда и отдыха;

– развитие социального партнерства;

– иные вопросы, определенные сторонами.

Проект соглашения разрабатывается в ходе коллективных переговоров.

Заключение и изменение соглашений, требующих бюджетного финансирования, по общему правилу осуществляются сторонами до подготовки проекта соответствующего бюджета на финансовый год, относящийся к сроку действия соглашения.

Генеральное соглашение, отраслевые (межотраслевые) соглашения по отраслям, организации которых финансируются из федерального бюджета, должны заключаться по общему правилу до внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации[3].

Региональные и территориальные соглашения должны заключаться по общему правилу до внесения проектов соответствующих бюджетов в представительные органы субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Порядок, сроки разработки проекта соглашения и заключения соглашения определяются комиссией.

Комиссия имеет право уведомить работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, ведущего коллективные переговоры по разработке проекта соглашения и заключению соглашения, о начале коллективных переговоров, а также предложить им формы возможного участия в коллективных переговорах. Работодатели, получившие указанное уведомление, обязаны проинформировать об этом выборный орган первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя[4].

Соглашение подписывается представителями сторон.

2.      Действие соглашения и контроль за его исполнением

Соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением.

Срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трех лет. Стороны имеют право один раз продлить действие соглашения на срок не более трех лет.

Соглашение действует в отношении:

всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением;

работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения;

органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств.

В отношении работодателей – федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений и других организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, соглашение действует также в случае, когда оно заключено от их имени соответствующим органом государственной власти или органом местного самоуправления[5].

Соглашение действует в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями.

В тех случаях, когда в отношении работников действует одновременно несколько соглашений, применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников.

По предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования.

Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.

В случае отказа работодателя присоединиться к соглашению руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций с участием представителей сторон соглашения. Представители работодателя, представители работников и представители сторон соглашения обязаны принимать участие в указанных консультациях.

Порядок опубликования заключенных на федеральном уровне отраслевых соглашений и порядок опубликования предложения о присоединении к соглашению устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Порядок опубликования иных соглашений определяется их сторонами.

2.1.            Регистрация коллективного договора, соглашения

Коллективный договор, соглашение в течение семи дней со дня подписания направляются работодателем, представителем работодателя (работодателей) на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду.

Вступление коллективного договора, соглашения в силу не зависит от факта их уведомительной регистрации.

При осуществлении регистрации коллективного договора, соглашения соответствующий орган по труду выявляет условия, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, и сообщает об этом представителям сторон, подписавшим коллективный договор, соглашение, а также в соответствующую государственную инспекцию труда. Условия коллективного договора, соглашения, ухудшающие положение работников, недействительны и не подлежат применению.

2.2.            Контроль за выполнением коллективного договора, соглашения

Контроль за выполнением коллективного договора, соглашения осуществляется сторонами социального партнерства, их представителями, соответствующими органами по труду.

При проведении указанного контроля представители сторон обязаны предоставлять друг другу, а также соответствующим органам по труду необходимую для этого информацию не позднее одного месяца со дня получения соответствующего запроса.

3.1. Новое Федеральное отраслевое соглашение по строительству

Источник: http://freepapers.ru/56/soglashenie/162209.999356.list1.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.