+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Переход на профстандарты

Содержание

Составляем уведомление о переходе на профстандарты

Переход на профстандарты

Уведомление о переходе на профстандарты может составляться организацией в рамках самого широкого спектра правоотношений — в сфере трудового, административного, корпоративного права. В чем заключается специфика применения соответствующего уведомления в тех или иных коммуникациях?

Для чего нужно уведомление о профстандартах

Уведомление о профстандартах при изменении трудового договора

Уведомление о профстандартах как служебная записка

Уведомление о профстандартах как указание руководства

Уведомление о профстандартах для Минтрудсоцзащиты

Итоги

Для чего нужно уведомление о профстандартах

Уведомление о переходе на профстандарты — документ, который может иметь сразу несколько адресатов.

Во-первых, соответствующее уведомление может составляться, чтобы предложить сотруднику предприятия согласовать изменения в трудовом договоре, вносимые в целях приведения его положений в соответствие критериям, прописанным в профстандарте для должности, занимаемой данным работником (в порядке, предусмотренном ст. 72 ТК РФ, а в некоторых случаях — в порядке ст. 72.1 ТК РФ).

Во-вторых, данное уведомление может выполнять функцию организационно-распорядительного документа (по назначению близкого к служебной записке), целью составления которого может быть информирование определенной группы сотрудников о необходимости инициирования подготовки к внедрению профессиональных стандартов на предприятии.

В-третьих, уведомление о профстандартах по назначению может быть близким к указанию руководителя фирмы организационно-распорядительным документом, цель составления которого — решение конкретных оперативных задач, связанных с внедрением профессиональных стандартов на предприятии в соответствии с действующим приказом о внедрении профстандартов.

В-четвертых, уведомление о профстандартах может составляться разработчиком проекта профессионального стандарта: данный документ, должен направляться в Минтрудсоцзащиты в соответствии с п. 3 Методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта, утвержденных приказом ведомства от 29.04.2013 № 170н (далее — Методические рекомендации).

Вполне очевидно, что применение уведомления о профстандартах возможно в самом широком спектре коммуникаций. Тематика и структура соответствующего документа могут существенно различаться в зависимости от конкретной цели его составления.

Рассмотрим особенности указанных примеров применения уведомления о профстандартах подробнее.

Уведомление о профстандартах при изменении трудового договора

Внедрение профстандарта — процедура, которая, в частности, предполагает:

  • проведение аттестации сотрудника на предмет соответствия его квалификации требованиям профстандарта по должности, которую он занимает;
  • внесение изменений в трудовой договор сотрудника — если это требуется в целях приведения его в соответствие с теми или иными нормами, отраженными в профстандарте, с учетом результатов аттестации.

Корректировка трудового договора в целях приведения его в соответствие с профстандартом во многих случаях требует изменения положений трудового договора.

Изменить договор, если это изменение не связано с технологическими или организационными причинами, можно будет только на основании письменного согласия работника (ст. 72, 74 ТК РФ).

В этом случае уведомление о профстандарте может использоваться как служебная записка: в нем будет отражаться обоснованное предложение работодателя о согласовании изменений в трудовом договоре.

Узнать больше об особенностях применения норм ТК РФ, допускающих осуществление юридических действий по инициативе работодателя, вы можете из статьи «Порядок увольнения работника по инициативе работодателя».

Очень часто внедрение профстандартов возможно только путем изменения штатного расписания.

Внесение корректировок в него не требует согласования с сотрудниками, однако есть важнейшее требование: должности, приведенные в штатном расписании, должны соответствовать тем, что прописаны в трудовых договорах, поскольку наименование должности в соответствии со штатным расписанием входит в структуру трудовой функции (ст. 15 ТК РФ).

При этом оптимальным способом для приведения в надлежащий вид трудовых договоров будет уведомление сотрудников перейти на новые должности в порядке, предусмотренном ст. 74 ТК РФ.

Данная процедура, поскольку она проводится в рамках организационных изменений условий труда, не требует получения письменного согласия сотрудника и может быть проведена по инициативе работодателя (если не затрагивает трудовую функцию сотрудника).

Таким образом, уведомление о переходе на профстандарты и в этом случае может задействоваться для информирования сотрудника о необходимости перехода на другую должность в соответствии с обновленным штатным расписанием.

Уведомление о профстандартах как служебная записка может применяться и во взаимодействии между сотрудниками предприятия по иным кадровым вопросам.

Уведомление о профстандартах как служебная записка

Уведомление как служебная записка может быть удобным инструментом информирования ответственных специалистов предприятия о необходимости начала подготовки к внедрению профстандартов в компании.

Данное уведомление может предшествовать дальнейшему изданию руководством распорядительных документов, обязательных к исполнению, с расчетом на то, что ответственные сотрудники должным образом подготовятся к их реализации.

Уведомление о введении профстандартов как служебная записка может содержать:

  • предполагаемый алгоритм внедрения данных стандартов (предварительный план-график);
  • сведения о сотрудниках, которые будут ответственными за внедрение профстандартов;
  • перечень мероприятий, которые рекомендуется провести данным сотрудникам в целях подготовки к реализации положений последующих распорядительных актов;
  • сведения о предполагаемой дате издания распорядительных актов — чтобы сотрудники знали, каким количеством времени они обладают для подготовки к официальному внедрению профстандартов;
  • перечни нормативных документов, которые сотрудникам необходимо изучить в рамках подготовки к внедрению профстандартов.

Узнать больше о порядке составления служебных записок вы можете из статьи «Как правильно написать служебную записку – образец?».

Уведомление о профстандартах может составляться и по факту издания распорядительного документа об их внедрении. В этом случае оно может соответствовать статусу указания от руководства фирмы. Рассмотрим, как уведомление будет выглядеть в этом случае.

Уведомление о профстандартах как указание руководства

Такое уведомление может составляться, если, к примеру, приказом о внедрении профстандартов в организации предусмотрено проведение аттестации сотрудников на предмет определения уровня их квалификации — как основного критерия соответствия требованиям профессиональных стандартов.

Посредством рассматриваемого уведомления руководство фирмы может:

  • проинформировать сотрудников о том, что им предстоит пройти аттестацию, с указанием сроков и места проведения аттестации;
  • разъяснить данным сотрудникам порядок действий, необходимых в целях прохождения аттестации (таких как, например, документальное подтверждение явки в аттестационный центр по установленной форме);
  • разъяснить сотрудникам последствия неявки на аттестацию.

Узнать больше о проведении аттестации сотрудников работодателями вы можете из статьи «Аттестация работников на соответствие занимаемой должности – 2015».

Уведомление о профстандартах может иметь статус документа, применяемого не только в рамках корпоративного или трудового права, но также и в рамках административных правоотношений.

Уведомление о профстандартах для Минтрудсоцзащиты

В соответствии с п. 3 Методических рекомендаций разработчики проектов профстандартов должны направлять уведомление о разработке того или иного проекта профстандарта в Минтрудсоцзащиты РФ.

Проекты профстандартов могут разрабатываться (п. 3 правил, утвержденных постановлением Правительства России от 22.01.2013 № 23):

  • объединениями работодателей;
  • отдельными работодателями;
  • профессиональными объединениями, СРО;
  • некоммерческими организациями.

Участвовать в разработке профстандартов также могут образовательные организации и иные заинтересованные структуры. Если разработчиков несколько, то они должны договориться между собой об определении ответственного субъекта, который будет координировать работу соответствующей группы организаций, а также выступать уполномоченным лицом (п. 4 Методических рекомендаций).

Уведомление о профстандартах, направляемое в Минтрудсоцзащиты, должно составляться на основе формы, утвержденной в Приложении № 1 к Методическим рекомендациям.

Скачать уведомление о разработке проекта профессионального стандарта

Данный документ предполагает указание:

  • сведений об организации-разработчике проекта профстандарта;
  • наименование видов профессиональной, а также экономической деятельности по предлагаемому профстандарту;
  • Ф. И. О. ответственного исполнителя, его контактных данных;
  • Ф. И. О. руководителя организации — разработчика проекта профстандарта.

К уведомлению должны прилагаться:

  • документ, обосновывающий необходимость разработки профстандарта;
  • план разработки стандарта — со сроками начала и окончания его разработки;
  • список организаций, которые были привлечены к разработке профстандарта.

Уведомление заверяется руководителем организации — разработчика проекта профстандарта.

Итоги

Уведомление о профстандартах может составляться организацией в рамках правоотношений, осуществляемых на основе норм трудового, административного, корпоративного права. В каждом случае оно будет иметь разный вид и соответствовать статусу разных документов.

Узнать больше о различных нюансах внедрения профстандартов вы можете в статьях:

Подписывайтесь на наш бухгалтерский канал Яндекс.Дзен

Подписаться

Источник: https://nalog-nalog.ru/profstandarty_i_dolzhnostnye_instrukcii/sostavlyaem_uvedomlenie_o_perehode_na_profstandarty/

Что нужно знать руководителю общеобразовательной организации о переходе на работу по профстандартам

Переход на профстандарты

В законодательстве этого года произошли изменения, которые коснулись перехода на профессиональные стандарты. В школах соответствующие планы были разработаны уже давно, но дело в том, что сроки их реализации уже устарели. Если директора школ не примут к сведению эти изменения, то при проверке инспекции по труду могут появиться серьёзные проблемы. 

Чтобы помочь руководителям избежать подобных трудностей, «Академия профессионального развития» организовала всероссийский практический семинар “Переход общеобразовательной организации к работе на основе профессиональных стандартов”. 

Семинар-практикум провела Елена Васильевна Зачесова, эксперт в области образовательного права, член авторских коллективов по разработке ФГОС и профстандартов в сфере образования. 

Елена Васильевна на семинаре-практикуме поставила своей целью помочь участникам разобраться в том, как и когда следует переходить на работу по профстандартам, а также проработать возможные сложности. 

Почему семинар проходил в формате практикума? Для того, чтобы участники сами могли ставить перед собой задачи, находить информацию, а также общаться между собой и делиться опытом. Это помогает не только погрузиться в проблему, но и обеспечить личное эмоциональное вовлечение. 

Такой подход к работе позволил добиться впечатляющих результатов: к концу третьего дня, участники настолько тесно начали взаимодействовать, что запланировали совместные мероприятия и договорились присылать друг другу образцы проработанных документов. 

Нормативно-правовое поле деятельности образовательной организации по применению профессиональных стандартов

Участники обсудили с экспертом нормативные новеллы, законы и подзаконные акты, касающиеся применения профстандартов в образовательных организациях, а также документы, регламентирующие разработку плана постепенного перехода на профстандарты в организациях общего образования. 

Новелла – это юридическое изменение, которое новый закон вносит в законодательство. 

В 2016 году из статьи 196 ТК РФ, в которой говорится о правах и обязанностях работодателя по подготовке и переподготовке кадров, были исключены первая и вторая части. Они теперь имеют отдельные статьи: 195.2 и 195.3. В них говорится о разработке и применении профстандартов. 

Минтруд утвердил профстандарты в 2013 году, а установил их применение в 2016 году. Но на сегодняшний день сроки введения профстандартов для педагогов были продлены до 1 января 2017 года. 

Елена Васильевна сообщила участникам, что в постановлении Правительства РФ от 22 января 2013 года был исключён пункт о применении профстандартов. Эксперт посоветовала всем убрать этот пункт и больше на него не ссылаться. 

В новом постановлении Правительства РФ от 27 июля 2016 года № 584 говорится об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, которые являются обязательными для применения государственными учреждениями. 

Таким образом получается, что если есть обязательные пункты, то существуют части, которые не обязательны для применения. Поэтому прежде чем начинать исполнение приказа, следует хорошо разобраться в этом документе. 

Номенклатура дел 

Елена Васильевна перечислила документы, которые регламентируют разработку плана постепенного перехода на профстандарты в организациях общего образования: 

  1. Приказы
  2. Положения
  3. ООП ОО
  4. Штатное расписание
  5. Должностные инструкции
  6. Коллективный трудовой договор
  7. Трудовой договор
  8. Штатная расстановка
  9. Распоряжения
  10. Планы, графики и др. 

Какие ошибки может допустить директор школы, организуя работу по переходу на профстандарты? 

  1. Руководители спешат приступить к выполнению приказа. В итоге получаются только отписки, а не реальные изменения.
  2. Переписывание документов из года в год. Законопроекты постоянно меняются, поэтому то, что было актуально в прошлом году, может потерять своё значение в текущем. 

Какие результаты были достигнуты по окончанию семинара? 

Как обычно, на практических семинарах результаты не могут считаться окончательными, потому что они требуют дополнительной работы. 

Поэтому, подводя итог работы, можно сказать только о документах, которые были представлены в конце семинара: проект плана перехода организации на работу по профстандартам, пошаговый план перехода на профстандарты административного отдела, методический проект.  

Одним из интересных моментов семинара стало выступление одной из участниц, представившей проект о решении заседания группы учредителей, которые планируют переход на работу по профстандартам для негосударственной образовательной организации, хотя для подобных организаций это делать совершенно не обязательно. Тем не менее, для себя они приняли решение, что переход на профстандарты им нужен. Их пример стал очень показательным, потому что организация чётко обозначила добровольность использования принятых профстандартов. 

Ещё одним из значимых моментов семинара стало решение участников о поддержании создания пошагового введения профстандартов, которое начинается далеко не с педагогических профстандартов. 

Почему это так важно? Отработав механизм работы сотрудников, чья деятельность не связана с детьми, можно избежать серьёзных последствий первых ошибок. 

О культурно-развлекательной части семинара 

Помимо образовательной части мероприятия, для участников была организована обзорная экскурсия по Казани, в ходе которой они увидели старейшую мечеть Марджани, а также усадьбу Зинаиды Николаевны Ушковой. 

Участники отметили потрясающий интерьер здания, оформленный в разных стилях, начиная от готического и заканчивая рококо. Хочется отметить, что это здание настолько уникально, что стало объектом культурного наследия федерального значения, а в настоящее время общедоступно для посещения, потому что в нём располагается Национальная библиотека Республики Татарстан. 

Каждый, кто впервые посещает Казань, непременно захочет прогуляться по территории музея-заповедника «Казанский Кремль». Именно там находится мечеть Кул-Шариф — главная джума-мечеть республики Татарстан. Благовещенский собор и падающая башня Сююмбике также очень популярны, благодаря своим интересным легендам и историей. 

В конце дня все остались очень довольны и уехали с воспоминаниями о Казани – городе, хранящем свои традиции и историю. 

Подводя итог… 

На семинаре руководители и иные специалисты общеобразовательных учреждений узнали не только о том, что необходимо изменить в локальных нормативных актах, но и пришли к единому мнению, что профстандарты не так страшны, если в них разобраться. 

Несмотря на то, что участники проделали огромную работу, им предстоит ещё очень многое. Поэтому следующий семинар будет посвящён работе с документами: как ссылаться на нормативные акты, какие пункты в профессиональных стандартах следует обязательно выполнить, а что можно принять добровольно.

Освоить уникальные и эффективные управленческие практики, методы, стратегии и технологии, Вы сможете на Всероссийском практическом семинаре «Системный подход для директора школы: от управления ресурсами к управлению результатами».

Источник: https://academy-prof.ru/blog/primenenie-profstandartov-v-shkole

Профстандарт «Педагог»: разъяснения юриста

Переход на профстандарты

Уважаемые коллеги! Юрист профсоюза ответил на многие ваши вопросы, но он не может делать это на постоянной основе. В обязательном порядке мы консультируем только членов профсоюза.

Поищите ответ на ваш вопрос в тексте статьи и среди комментариев, а если у вас совсем особый случай, напишите нам по электронной почте Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов.

У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., мы постараемся ответить в течение недели.

Чаще всего нам поступают вопросы о возможности преподавать не тот предмет, который значится в дипломе об образовании. Ответ на него содержится в разделе 5 «Основные последствия введения профстандартов». Вам нужно посмотреть, относится ли полученная вами специальность к укрупненной группе специальностей согласно Общероссийскому классификатору.

Материалы по теме:

Хорошая новость: введение профстандарта «Педагог» переносится на 1 сентября 2019 года

Минюст не зарегистрировал приказ Минтруда о переносе сроков введения профстандарта «Педагог»

Введение профстандартов: ответы юриста профсоюза на часто задаваемые вопросы 

Сроки введения профстандартов

С 1 января 2017 г. вступает в силу Приказ Минтруда от 18 октября 2013 г. № 544н, которым утверждается профессиональный стандарт «Педагог» («педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования (воспитатель, учитель)»).

Это означает, что работодатели (руководители образовательных учреждений) обязаны применять его при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда.

Пока известно о двух приказах Минтруда, которые переносят сроки введения профстандаров в образовательной сфере: приказ № 745 от 15.12.2016 г. «О внесении изменения в профстандарт «Педагог» (которым переносится дата вступления в силу на 01.09.2019) и приказ Минтруда от 26.12.

2016 № 835н «О внесении изменений в профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (которым переносится вступление профстандарта на 01.01.2018).

Приказы, по всей видимости, не прошли регистрацию в Минюсте, поэтому найти их текстов в правовых базах пока не удалось.

Вместе с тем, Постановление Правительства РФ от 27 июня 2016 года № 584 устанавливает до 1 января 2020 г. переходный период для всех профстандартов. Таким образом, до начала 2020 г.

работодатель в соответствии с утверждённым им планом перехода на профстандарт осуществляет выбор того документа, который подлежит применению в образовательном учреждении.

К концу переходного периода планы должны быть реализованы, а все педагогические работники образовательного учреждения должны соответствовать требованиям профстандарта.

К каким категориям работников относится профстандарт «Педагог»

Он относится к преподавателям в дошкольных учреждениях, начальной и средней школе, системе специального образования и обучения.

Профстандарт «Педагог» НЕ относится к педагогам дополнительного образования, педагогам-психологам, тьюторам, методистам.

Ответственность за неприменение профстандарта

Ответственность за несоблюдение требований профстандартов установлена ст. 5.27 КоАП РФ «Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права».

В соответствии с положениями статьи ответственность за однократное нарушение установлена в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 000 до 5 000 руб., а для юридических лиц от 30 000 до 50 000 руб.

При повторном нарушении на должностных лиц может быть наложен штраф в размере от 10 000 до 20 000 руб. или дисквалификация на срок от 1 до 3 лет. Для юридических лиц штраф увеличивается до 50 000 — 70 000 руб.

Особенность используемой терминологии

Под квалификацией работника в ст. 195.1 ТК РФ понимается уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. В свою очередь профессиональный стандарт является характеристикой квалификации, необходимой работнику для осуществления определённого вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определённой трудовой функции.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23 «О правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» Министерство труда и социальной защиты РФ координирует разработку стандартов (п. 2).

Профессиональные стандарты применяются работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда (п. 25).

Приказом Минтруда от 12.04.2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» утверждено описание девяти уровней квалификации работников. К педагогическим работникам применяются 5 уровень (для воспитателей ) и 6 уровень (для учителей).

Для каждой трудовой функции в профстандарте используется кодовый номер. Он состоит из двух составляющих: буквенного обозначения и цифрового. Буква означает обобщённую трудовую функцию, а цифра — трудовую функцию.

Трудовая функция, в свою очередь, включает в себя три составляющих: трудовые действия, необходимые знания и необходимые умения.

Таким образом, новые требования к деятельности педагогических работников вместо прежнего Единого квалификационного справочника будут устанавливаться в описании трудовой функции в профстандарте.

Основные последствия введения профстандартов

С введением профстандартов преподаванием соответствующих предметов и дисциплин смогут заниматься только те работники, которые обучались по соответствующим направлениями. Однако, не совсем понятно, что должно пониматься под «направлением».

Некоторые специалисты предполагают, что под направлением следует понимать точное соответствие направления подготовки и преподаваемой дисциплины (физик сможет преподавать только физику, но не информатику). Другие же указывают, что под направлением понимается укрупнённая группа в понимании Приказ Минобрнауки от 12 сентября 2013 г. N 1059 и Приказ Минобрнауки от 12 сентября 2013 г.

N 1061. То есть лицо, получившее образование в области математики сможет вести все дисциплины, соответствующие математическим и естественным наукам, а именно математику, физику, информатику и т. д. Поскольку в соответствии с п.4 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 12 сентября 2013 г. N 1059 г.

Москва «Об утверждении Порядка формирования перечней профессий, специальностей и направлений подготовки» профессии, специальности и направления подготовки, относящиеся к одной профессиональной области, при формировании перечней объединяются в укрупнённые группы профессий, специальностей и направлений подготовки. (См. Общероссийский классификатор специальностей по образованию.

Образование будет соответствовать преподаваемому предмету, если находится с ним в одной укрупненной группе. Укрупненная группа обозначается в классификаторе 2-м и 3-м знаками.)

Весьма спорным является мнение о том, что учителя начальных классов не смогут работать воспитателями в дошкольных учреждениях и наоборот без дополнительной переподготовки.

Во-первых, профстандарты устанавливают одинаковые требования к образованию и обучению воспитателя и учителя.

Во-вторых, различия между педагогической деятельностью по реализации программ дошкольного образования и реализации программ начального школьного образования касается лишь различных трудовых функций и уровней квалификации.

Следует отметить, что в соответствии с Приказом Минтруда от 5 августа 2016 г. № 422н «О внесении изменений в профессиональный стандарт «Педагог» внесены изменения в требования к образованию и обучению.

Теперь для учителя это высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупнённых групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации. А для воспитателя: высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупнённых групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки», либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации. Таким образом, требования были приведены в соответствие с Единым квалификационным справочником. Таким образом, распространённое мнение о том, что учитель обязан иметь образование или проходить переподготовку в области педагогических наук не соответствует последней версии требований профстандарта.

Значительная часть деятельности, которая раньше фиксировалась в Положениях о стимулировании и дополнительно поощрялась, теперь является обязательной трудовой функцией педагога и должна оплачиваться из оклада.

Так, теперь преподаватель обязан владеть такими компетенциями как работа с одарёнными детьми, девиантными детьми, с теми, для кого русский язык не является родным, а также компетенциями в области инклюзивного образования.

Педагог должен уметь взаимодействовать с другими специалистами: психологами, дефектологами, социальными работникам, а также обладать ИКТ навыками.

В какие локальные нормативные акты будут внесены изменения в процессе введения профстандартов?

Положение об аттестации (в связи с вступлением в силу ФЗ «О независимой оценке квалификации» и необходимостью проводить аттестацию в соответствии с требованиями профстандартов);

Положение об обучении (в связи с изменением трудовых функций педагога);

Положение о премировании (о стимулировании) (в связи с изменением трудовых функций педагога и появлением у него среди обязательных функций тех, за которые раньше предполагались стимулирующие выплаты);

Положение о структурных подразделениях;

Штатное расписание (в связи с требованиями к квалификациям педагогов-предметников, преподавателей начальной школы, русского языка, математики);

Должностные инструкции (в связи с изменением трудовых функций);

Трудовые договоры (в связи с изменением трудовых функций и оплаты труда).

Можно ли уволить сотрудника, который не соответствует профстадартам?

Положения трудового законодательства не позволяют уволить сотрудника просто так. Если он не соответствует профстандарту для занимаемой им должности, то ему должны предложить (при наличии) другую должность.

Также работодатель может отправить работника на профессиональную переподготовку. В соответствии со ст.

 196 ТК РФ подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Работникам, проходящим подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Следует отметить, что Министерством образования и науки РФ совместно с Профсоюзом работников народного образования и науки РФ издано письмо № 08-415 от 23 марта 2015 г. «О реализации права педагогических работников на дополнительное профессиональное образования», в котором, в частности, указывается, что «Работодатель не вправе обязывать работников осуществлять ДПО за счет их собственных средств, в том числе такие условия не могут быть включены в соответствующие договоры». Вместе с тем, данное письмо не является нормативным актом и не носит обязательного характера.

Если работник отказывается от перевода на другую должность или прохождения переподготовки, то до января 2020 г. с работником ничего сделать не могут.

Вместе с тем, с окончанием переходного периода все работники, находящиеся на должностях педагогических работников должны соответствовать требованиям профстандарта. Таким образом, с января 2020 г.

работника могут направить на независимую оценку квалификации для получения сертификата соответствия (ФЗ «О независимой оценке квалификации» вступает в силу с 01 января 2017 г.).

Независимая оценка квалификации, в случае осуществления её по направлению работодателя, проводится за счёт работодателя центром оценки квалификаций. Конкретный порядок проведения оценки утверждается Постановлением Правительства РФ от 16.11.

2016 N 1204 «Об утверждении Правил проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена».

В тридцатидневный срок соискателю выдаётся свидетельство о квалификации (в случае успешного прохождения экзамена) или заключение о прохождении квалификационного экзамена (в случае неуспешного прохождения экзамена). В настоящий момент свидетельства о квалификации носят бессрочный характер.

Таким образом, если по результатам независимой оценки квалификации работник получил свидетельство о соответствии, то он не может быть уволен из организации на основании несоответствия профессиональным стандартам.

При этом, не следует смешивать понятия «аттестации на соответствие занимаемой должности» и «аттестацию на соответствие профессиональному стандарту». В случае, если педагог не пройдёт независимую оценку квалификации, то о может быть уволен по ст. 81 ч.

 3 «вследствие недостаточной квалификации, подтверждённой результатами аттестации».

Юрий Варламов, юрист МПРО «УЧИТЕЛЬ»

Источник: https://pedagog-prof.org/zashchita-prav/prava-pedagogov/profstandart-pedagog-raz-yasneniya-yurista

Как подготовиться к переходу на профстандарты

Переход на профстандарты

  • Как сформировать рабочую группу и разработать план по внедрению профстандартов
  • Как соотнести профессиональный стандарт с конкретной должностью
  • Как проверить, соответствуют ли сотрудники профстандартам

С 1 июля 2016 года вступят в силу поправки в Трудовой кодекс (Федеральный закон от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ). С этого времени профессиональные стандарты станут обязательными для некоторых видов деятельности (ст. 195.3 ТК РФ, с 1 июля 2016 г.). Многие работодатели озадачены вопросом, как подготовиться к переходу на профстандарты. Минтруду России было предписано утвердить методические рекомендации по применению профстандартов, однако пока такие рекомендации не изданы1. В 2015 году профстандарты прошли проверку на работоспособность в 18 госкомпаниях. С учетом их опыта разберем, с чего начать работу по внедрению профстандартов в организации.

Сформировать рабочую группу и разработать план

Одному сотруднику внедрить профстандарты в организации не под силу. Оптимальный вариант – сформировать рабочую группу и поручить ей разработать план действий по переходу на профстандарты. Для этого руководитель издает приказ в произвольной форме, в котором прописывает состав рабочей группы.

Желательно, чтобы в рабочую группу вошли представители ключевых структурных подразделений, обязательно из отдела управления персоналом, юридического и планово-экономического отделов, бухгалтерии. Им придется обращаться к профстандартам в ежедневной работе2.

Все профессиональные стандарты размещены в специальном реестре, который ведет Минтруд России на сайте profstandart.rosmintrud.ru.

Составьте подробный план перехода на профстандарты. Разбейте его на задания, которые можно отслеживать. Напишите, что необходимо сделать, к какому сроку (промежуточные сроки, к которым исполнитель должен сдать часть работы или проект документа), укажите ответственных (отдельную рабочую группу, реализующую пункт плана) и др. (образец ниже).

План утверждает руководитель организации или рабочей группы (зависит от переданных полномочий). После чего сотрудники-исполнители знакомятся с планом под роспись.

Правильно соотнести должности с профстандартами

Первое, что предстоит сделать рабочей группе, – выяснить, какие профстандарты вышли и есть ли у вас такие виды профессиональной деятельности. Чтобы понять, касаются ли профстандарты вашей организации, положите перед глазами штатное расписание, подумайте, для чего нужна та или иная должность, ради чего она создана.

Затем откройте несколько профстандартов, которые могут подойти под конкретные должности, и найдите в начале каждого из документов графу «Основная цель вида профессиональной деятельности» (Макет профессионального стандарта, утвержденный приказом Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 147н).

Сравните основную цель профессии по стандарту с целью работы по должности в вашей организации.

Делая выборку стандартов, обращайте внимание также на графу «Группа занятий» в разделе общих сведений. Эта графа может служить дополнительной подсказкой (но ни в коем случае не основной). Так вы подберете верный стандарт для конкретной должности. Составьте отчет по результатам работы на этом этапе (образец ниже).

Может быть так, что вы не найдете в тексте профстандарта должность (профессию) работника. Не совершайте распространенную ошибку, считая, что на эту конкретную позицию стандарт не распространяется. Название профстандарта не есть наименование должности.

Профессиональный стандарт разрабатывается не на должность или профессию, а на вид профессиональной деятельности. Вид профессиональной деятельности – это совокупность обобщенных трудовых функций, имеющих близкий характер, результаты и условия труда (п.

2 Методических рекомендаций, утвержденных приказом Минтруда России № 170н).

Принять решение, какие должности стоит переименовать

Если в организации есть виды профессиональной деятельности, по которым вышли стандарты, проверьте, насколько существующая система работы по имеющейся позиции соответствует данным стандарта. Обратите внимание на наименование должности, содержание трудовой функции, прописанной в трудовых договорах работников или должностных инструкциях (абз. 3 ч. второй ст. 57 ТК РФ).

Если работа по какой-то должности, профессии, специальности дает работнику право на компенсации, льготы либо связана с ограничениями, то в трудовом договоре название должности нужно указывать так же, как оно приведено в профстандарте или в квалификационных справочниках (абз. 3 ч. второй ст. 57, ч. третья ст. 195.1 ТК РФ).

В текстах профессионального стандарта и классификационного справочника встречаются расхождения. Должность, предложенная в профстандарте, может не совпадать с должностью в списке вредных профессий, дающих право на льготную пенсию. Тождественность наименований таких должностей должно установить Правительство РФ, однако пока это не сделано.

В случае спора, как назвать должность, рекомендуем обсуждать этот вопрос на заседании рабочей группы по внедрению профстандартов. Решение оформлять протоколом.

При проверке протокол поможет обосновать, почему наименование должности не совпадает с той, что предложена в профстандарте.

Такой порядок позволит подстраховаться от рисков не только в случае претензий со стороны инспекционных органов, но и при трудовых конфликтах с работниками.

Проверить, соответствуют ли сотрудники требованиям профстандарта

Профстандарт представляет собой подробный список требований к образованию, опыту работы, знаниям и умениям для разных уровней квалификации специалиста.

Например, директору по персоналу достаточно иметь высшее экономическое образование, хотя бы одно удостоверение о повышении квалификации и опыт практической работы в области управления персоналом на руководящих должностях не менее пяти лет.

Такие требования установлены по обобщенной трудовой функции 3.8, входящей в профстандарт «Специалист по управлению персоналом», утвержденный приказом Минтруда России от 6 октября 2015 г. № 691н.

Проверьте, соответствуют ли работающие сотрудники базовым требованиям принятого стандарта, достаточно ли у них опыта и образования (если такие требования есть в самом стандарте).

Если квалификация сотрудника не дотягивает до критериев, прописанных в стандарте, ему можно предложить перевод на другую подходящую работу или направить на обучение.

А вот оснований для расторжения трудового договора по инициативе работодателя нет (ст. 81 ТК РФ).

Обучение может оплачивать работодатель или сотрудник. Организация сама определяет, нужно ли ей за свой счет обучать работника (ч. первая ст. 196 ТК РФ). Порядок обучения можно закрепить в коллективном договоре, трудовом договоре или дополнительном соглашении к нему, в ученическом договоре (ч. вторая ст.

196, 199 ТК РФ). В зависимости от вида обучения организация обязана предоставить сотруднику определенные гарантии и компенсации (ст. 196 ТК РФ). Например, когда сотрудника направляют на курсы повышения квалификации с отрывом от работы, за ним сохраняется основное место работы и средний заработок (ст.

187 ТК РФ).

Закон позволяет включить в трудовой, ученический договоры пункт об обязательной отработке (ч. четвертая ст. 57, ст. 199 ТК РФ).

Это условие до определенной степени гарантирует, что сотрудник, повысивший свою квалификацию за счет работодателя, сразу не уволится.

Если же это произойдет, организация сможет компенсировать понесенные затраты, исчисленные пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени (ст. 249 ТК РФ). Срок отработки должен быть обоснованным.

В некоторых случаях организации обязаны проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование сотрудников (ч. четвертая ст. 196 ТК РФ). Например, работодатель обеспечивает профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации медицинских и фармацевтических работников (п. 2 ч. 1 ст. 72 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).

Повышение квалификации медиков каждые пять лет – одно из лицензионных требований для работодателя, который ведет медицинскую деятельность (подп. «г» п. 5 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. № 291). Также является обязательным дополнительное профобразование гражданских служащих и т. д. (п. 6 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 июля 2004 г.

№ 79-ФЗ).

Как только выясните потребности работников в обучении и повышении квалификации, составьте проект плана обучения персонала на текущий год и утвердите его у руководителя организации. Укажите в плане: Ф.И.О.

и должности сотрудников, какая подготовка (переподготовка) им необходима и почему, срок, даты и формат образовательных мероприятий, критерии выбора провайдера. Наличие такого документа пригодится при проверке.

Он подтверждает, что работодатель стремится исполнить закон.

Важные выводы

1. Чтобы перестроить работу с учетом профстандартов, нужно создать рабочую группу из числа сотрудников разных подразделений, поручить им разработать план действий и реализовать его.

2. Проверьте, чтобы наименования должностей в штатном расписании соответствовали профстандартам или квалификационным справочникам. Это важно, если сотрудник определенной профессии имеет право на льготу или компенсацию.

3. Нельзя применять профессиональные стандарты с ущербом для работающих сотрудников организации. Для тех, кто не соответствует требованиям стандарта, следует организовать обучение либо оформить перевод на другую работу по письменному соглашению сторон.

1 Пункт 2 Комплексного плана мероприятий по разработке профессиональных стандартов, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2014 г. № 487-р. 2 Абзац 3 ч. второй ст. 57, ч. восьмая, девятая ст. 143, ч. пятая ст. 144, ч. третья ст. 195.1, ст. 330.2 ТК РФ, п. 25 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23 и др.

Источник: http://www.Olivinuc.ru/kak-podgotovitsya-k-perexodu-na-profstandartyi.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.