+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Профстандарт педагога дополнительного образования в 2017 году

Содержание

Профстандарт педагога дополнительного образования. Квалификация и требования к педагогу дополнительного образования. Профессиональный стандарт

Профстандарт педагога дополнительного образования в 2017 году

Профстандарт педагога дополнительного образования является актуальным вопросом. Именно поэтому все, что связано с его введением, в настоящее время является темой для обсуждения экспертов и специалистов.

Этот профессиональный стандарт содержит подробную информацию обо всех требованиях, которые предъявлены к работникам сферы дополнительного образования. На данный момент отложено введение данного стандарта, так как педагогическое сообщество по-разному восприняло его положения. Было принято решение о предварительной доработке данного документа, исправлении в нем многочисленных неточностей.

Характеристика категории «дополнительное образование»

Профстандарт педагога дополнительного образования был разработан для той категории людей, которые используют в своей профессиональной деятельности опыт, знания, компетенции в нескольких сферах: в психологии, профильном направлении, педагогике.

В качестве профиля в их работе выступает художественная деятельность, хореография, техническое творчество.

У многих работников данной сферы нет дипломов о педагогическом либо психологическом образовании. Именно поэтому возникали серьезные проблемы в процессе разработки требований к педагогам дополнительного образования, ведь необходимо учитывать все нюансы и специфику системы дополнительного образования, которая сложилась на данный промежуток времени.

Требования к образованию

Профстандарт педагога дополнительного образования содержит раздел, в котором говорится о том, что работники дополнительного образования должны иметь высшее педагогическое образование (в виде бакалавриата) и професисональное дополнительную квалификацию в сфере методической работы в дополнительном образовании взрослых и детей.

При внимательном изучении данного требования получается, что педагог дополнительной системы образования обязан иметь два диплома. Если получение одного образования – реальная задача, то продолжение второго (платного) доступно далеко не всем работникам системы дополнительного образования.

Стандарт педагога дополнительного образования содержит и такой пункт, по которому обучаться специалисты по профессиональной программе, соответствующей профилю деятельности, должны не реже одного раза в три года.

Для того чтобы выполнить данное требование, в стране должны быть созданы специальные центры повышения квалификации, которые бы позволяли педагогам дополнительного образования повышать свою квалификацию в непрерывном варианте.

На данный момент этот вопрос остается открытым, выполнить требования о повышении квалификации невозможно.

Значимость дополнительного образования

Деятельность педагога дополнительного образования важна для формирования в подрастающем поколении гражданственности, патриотизма. Министр образования РФ Ольга Васильева неоднократно подчеркивала важность введения в образовательных учреждениях бесплатных секций и кружков по научно-техническому творчеству, шахматам, музыке, театральному искусству.

Именно дополнительное образование в настоящее время стало одним из приоритетных направлений деятельности Минобрнауки Российской Федерации.

Основные проблемы внедрения

Профстандарт педагога дополнительного образования пока только рассматривается в педагогическом сообществе, в реальную практику он не введен. Среди основных причин такого «торможения» эксперты выделяют организационно-управленческие и педагогические проблемы.

В качестве организационно-управленческих проблем выделяют наличие полноценных общеобразовательных программ дополнительного образования для школьников и взрослых людей. Кроме того, в настоящее время в системе внеурочного образования нет достаточного количества учебных пособий, адаптированных к индивидуальным возрастным особенностям школьников.

Для того чтобы внедрить в практику профессиональный стандарт, необходимо предварительно обеспечить педагогов методической поддержкой при разработке индивидуальных образовательных программ.

Кроме того, важно организовать и работу экспертов, которые будут анализировать эффективность работы педагогов дополнительного образования по специальным программам, создать полноценную материально-техническую базу для реализации задач, указанных в методических рекомендациях по каждому профилю образования.

Передача профессионального мастерства

Положительный опыт педагога дополнительного образования должен быть опубликован, чтобы у молодых специалистов была реальная возможность ознакомления с лучшими методиками, что предполагает определенные материальные затраты.

Несмотря на то, что многие школьные учителя положительно отнеслись к идее об организации на базе общеобразовательных школ многочисленных студий, кружков, творческих объединений, в которых ребята могли бы обучаться бесплатно, на практике процесс их создания связан с серьезными проблемами материального плана.

Кадровые проблемы

Учитывая те требования к педагогу дополнительного образования, которые указаны в профессиональном стандарте, работать в кружках дополнительного образования могут только учителя-предметники.

Для того чтобы «выжить», в настоящее время школьные педагоги вынуждены брать 30-часовую учебную нагрузку, поэтому у них не остается ни физических, ни моральных сил на то, чтобы придумывать методические программы дополнительного образования, организовывать для своих воспитанников послеурочные кружки и творческие студии.

Квалификация педагога дополнительного образования предполагает наличие педагогического образования, но в последнее время в высших учебных заведениях сокращено количество направлений, связанных с подготовкой педагогов. Такое «кадровое голодание» также является причиной торможения внедрения стандарта в практику.

Педагог не может работать круглосуточно, поэтому он отдает предпочтение урочной деятельности, по объективным причинам он оставляет без внимания систему дополнительного образования школьников.

Основные положения

Рассмотрим, что собой представляет внеурочная работа. Педагог дополнительного образования иметь педагогическое образование. В противном случае у него нет права на работу с детьми. Профстандарт направлен на помощь руководству в осуществлении грамотной кадровой политики, качественного управления работниками ОУ.

Этот документ должен использоваться при проведении аттестационных испытаний сотрудников, определении заработной платы, разработке должностных инструкций, заключении трудовых договоров с педагогами.

Педагог дополнительного образования взрослых также должен иметь педагогическое образование, периодически повышать свою квалификацию.

В качестве исключения (при отсутствии кадров) допускается трудоустройство с последующим получением сотрудником профильного образования педагогической направленности.

Необходимость внедрения стандарта

Среди объективных причин, по которым в российском дополнительном образовании должен быть введен стандарт, выделим сложности, которые появляются у экспертов в процессе проведения аттестации педагогических работников.

Часть законодательных норм, которыми руководствуются члены аттестационных комиссий, были разработаны много лет назад. За это время они перестали быть актуальными, не позволяют экспертам в полной мере оценить деятельность аттестуемого педагога дополнительного образования.

Новые нормы, которые будут приняты на законодательном уровне, дадут возможность повысить заинтересованность и ответственность учителей, вовлеченных во внеурочную деятельность.

Правила достижения результатов

Для того чтобы достичь максимального результата, необходимо грамотно применять разработанный стандарт. Он не должен стать мерой для жесткой регламентации деятельности сотрудников, а обязан быть стимулом к поиску новых методических приемов, нестандартных решений для сотрудников системы российского дополнительного образования.

Согласно стандарту, педагогический сотрудник обязан:

  • проводить набор детей в группы, студии, творческие коллективы согласно разработанной программе;
  • искать способы мотивации воспитанников;
  • проводить мероприятия, направленные на повышение оснащенности учебного кабинета;
  • разрабатывать специальные информационные материалы;
  • учитывать пожелания родителей и воспитанников;
  • помогать детям, разрабатывать для них индивидуальные образовательные траектории.

Именно педагог дошкольного образования обязан создавать для школьников оптимальные условия, чтобы каждый ребенок получал реальную возможность для раскрытия своего творческого потенциала, саморазвития, самосовершенствования.

В профессиональный стандарт включен и пункт, согласно которому педагог должен проводить работу, связанную с подготовкой своих воспитанников к разнообразным выставкам, конкурсам.

Настоящий профессионал знает, как создать условия для самоконтроля детей, найти вариант эффективного сотрудничества с другими организациями, родителями своих учеников.

Заключение

В связи с теми инновациями и преобразованиями, которые наблюдаются в последние годы в российской системе образования, актуальным и своевременным является вопрос о введении в системе дополнительного образования профессионального стандарта педагога.

Для того чтобы воспитательный процесс проходил по определенному алгоритму, у педагога должны быть определенные личностные качества, также отмеченные в стандарте: высокий творческий потенциал, интеллектуальный уровень, чувство юмора, толерантность, любовь к детям.

В ФЗ «Об образовании» были внесены изменения, которые предполагают прохождение обязательной профессиональной аттестации всех сотрудников системы российского дополнительного образования.

Данная процедура, по мнению разработчиков документа, является мерой оценки мастерства педагогов. В качестве подтверждения своих достижений учителя представляют грамоты, сертификаты, благодарности, дипломы.

По итогам аттестации им будет присваиваться определенная квалификационная категория, которая существенно повлияет на размер его заработной платы.

Источник

Источник: http://IDeiforbiz.ru/profstandart-pedagoga-dopolnitelnogo-obrazovaniya-kvalifikaciya-i-trebovaniya-k-pedagogu-dopolnitelnogo-obrazovaniya-professionalnyj-standart.html

Профстандарт педагога дополнительного образования 2018

Профстандарт педагога дополнительного образования в 2017 году

Не так давно на территории Москвы прошёл очередной всероссийский съезд сотрудников дополнительного образования. В нём приняли участие более 4 сотен педагогов, представителей органов культуры и образования, а также экспертов молодёжной политики.

На протяжении 3 дней поднимались и решались важные вопросы, а также обсуждалась реализация возможности развития дополнительного образования для детей РФ и стратегия по их воспитанию.

Проще говоря, оговаривалось то, каким должен быть профстандарт педагога дополнительного образования 2018 года, чтобы появилась возможность его использования на законных основаниях.

Последние сведения

Сразу же важно понять, почему сие задание касается именно 2018 года. Для этого придётся подробно изучить последние новости относительно оглашённого вопроса. Оказывается, именно к тому моменту должны быть предприняты некие меры, с помощью которых удастся усовершенствовать нынешнюю процедуру подготовки и переподготовки педагогов, а также их аттестации.

Профессиональный стандарт для педагога, как отдельный элемент обсуждения, состоит из большого количества важных элементов, о которых в обязательном порядке должен помнить каждый учитель или воспитатель. Для этого придётся отметить самые ключевые моменты.

1. К педагогам дошкольного образования предъявляются особые требования:

  • среднее или высшее профессиональное образование в соответствующей дисциплине или образовательной организации;
  • отсутствие необходимости в опыте практической работы.

2. К подобной работе нельзя допускать лица, относящиеся к следующему списку:

  • имевшие или имеющие на данный момент судимость;
  • лишённые права на профессиональную и трудовую педагогическую деятельность;
  • имеющие ряд заболеваний, указанных в специальном перечне;
  • признанные недееспособными.

3. К преподавателям подобной сферы выдвигаются специальные обязанности, отражающие специфику их будущей деятельности. Для этого педагог должен владеть набором соответствующих умений и знаний.

Обязанности профессионала в дошкольном образовании РФ

Чтобы определить, сможет ли той или иной специалист в области педагогики осуществлять столь важные обязанности, следует перечислить требования к его знаниям и умениям.

1. Определить специфику правильно налаженного дошкольного образования и организации образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

2. Точно знать главные закономерности развития детей в ранние годы их жизни, а также особенности развития их деятельности в этот период.

3. Умение правильно организовать для дошкольников разные виды деятельности. В этом списке должны присутствовать игровые, предметно-манипуляционные и самостоятельные виды занятий для малышей.

4. Владения сведениями о теории и методике познавательного, физического и личностного развития ребят дошкольного возраста.

5. Умение планировать или дорабатывать действующие образовательные наставления.

6. Возможность спланировать, ввести в действие и проанализировать образовательную работу с детьми от 4 до 7 лет, соответствующую ФГОС дошкольного образования.

7. Участие в обеспечении и создании правильной, а также безопасной и психологически комфортной среды обучения.

8. Реализация рекомендаций психологов, дефектологов и логопедов, касательно обучения детей, испытывающих трудности в освоении стандартной образовательной программы.

9. Владение средствами и методами педагогическо-психологического просвещения родителей дошкольников, а также умение грамотно выстраивать взаимодействие с каждым из них для решения повсеместных образовательных задач.

10. Владение компетенциями информационного типа, необходимыми для достоверного планирования и обучения детей раннего возраста.

Понятно, что перечисленный перечень требований — малая часть того, чем действительно должен владеть любой педагог дошкольного образования. Очень важно, чтобы такой профессионал использовал в работе полезную информацию, взятую из профстандарта, вступающего в силу в 2018 году.

Новые цели специалиста отмеченной области

Для всех воспитателей и педагогов в будущем году вводиться новый профстандарт, касающийся 5 видов квалификации. Каждый из них — набор важных требований к способностям учителей, выдвигаемых на основании решения поставленных перед ними задач.

В отмеченном документе имеется перечень важных компетенций, адресат которых — педагогические сотрудники. Например, чтобы провести полноценную воспитательную работу, учителю необходимо уверенно владеть 18 разнообразными навыками и умениями, тогда как для полноценного развития воспитанника их число должно быть увеличено до 20.

По мнению разработчиков такой платформы, отмеченный перечень считается больше ориентиром, на который следует обращать внимание в процессе создания личного плана работы, с учётом главных особенностей и задач.

При этом сами педагоги в таком свете превращаются в неких социальных терапевтов, задача которых — определить наличие у детей проблем психолого-педагогического характера.

Именно посему современный профстандарт для учителей дошкольников уделяет особое внимание реализации задач особого образования, и поддержке одарённых или уязвимых учеников. Важно при этом обладать навыками работы с ИКТ, дифференцируемой на следующие уровни:

  • предметно-педагогический;
  • общеобразовательный;
  • пользовательский.

Самим разработчикам профстандарта для педагогов дошкольного образования пришлось распрощаться с привычным подходом к анализам полученных результатов учителей.

В нём есть место, где указывается ряд положений, касающихся более гуманных критериев оценивания, где отражается уровень необходимой преподавательской компетенции.

К примеру, педагогу важно быть готовым к работе с детьми, имеющими разный уровень развития.

Возможно ли скорое внедрение нового профстандарта для педагога?

По словам отечественных преподавателей, в Российских школах практически нет благоприятных условий для выполнения требований, перечисленных в профстандарте для педагога дошкольного образования 2018 года. проблема — дефицит специалистов узкой направленности (дефлекторов, психологов и тьюторов) и недостаточность финансирования.

Нынешние школы нуждаются в создании специальной сферы для учеников, в которой на важной позиции будут стоять весьма примитивные вещи: специальные места в столовой, нормальные туалеты, пандуса, удобные подъезды к зданию. К тому же многим учителям приходится работать сверх нормы, посему рассчитывать на индивидуальный подход к отдельному ребёнку весьма проблематично.

Остаётся надеяться, что вскоре правительство РФ позаботится о создании нормальных условий для налаживания нужного процесса обучения дошкольников.

Источник: https://2018-gody.com/layf/obrazovanie/profstandart-pedagoga-dopolnitelnogo-obrazovaniya-2018/

Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования 2016: требуется переквалификация?

Профстандарт педагога дополнительного образования в 2017 году

Профстандарт преподавателя дополнительного образования содержит в себе:

  • Описание трудовых функций преподавателя.
  • Особые требования допуска к работе.
  • Информацию о требованиях, предъявляемых к образованию, обучению и опыту работы педагогического работника.
  • Цель работы сотрудника.

Профстандарт помогает грамотно вести кадровую политику и управлять работниками. Документ используется при проведении аттестации преподавателя, определении размера заработной платы, подготовке должностных инструкций и заключении трудовых соглашений.

Можно продолжать работать

Профстандарт педагога дополнительного образования 2016 разрешает работать преподавателям, которые прошли обязательную или добровольную аттестацию.

Согласно приказу № 613н предъявляются такие требования к обучению и образованию педагогического работника:

«Среднее профессиональное образование — программы подготовки специалистов среднего звена или высшее образование — бакалавриат, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует направленности дополнительной общеобразовательной программы, осваиваемой учащимися, или преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю).

Дополнительное профессиональное образование — профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует направленности дополнительной общеобразовательной программы, осваиваемой учащимися, или преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю).

При отсутствии педагогического образования — дополнительное профессиональное педагогическое образование; дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства. Рекомендуется обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года».

Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования 2016 г. регулирует деятельность сотрудника до 01.01.2017 г. С начала будущего года начнут действовать иные нормы.

Профстандарт: необходимость внедрения

Минюст РФ разработал профессиональный стандарт по причине возникших сложностей в процессе определения квалификации преподавателя. Некоторые законодательные нормы были приняты более 20 лет назад. Они уже не актуальны. Чтобы отвечать мировым тенденциям, внедряются новые стандарты.

Принятые на законодательном уровне нормы помогут повысить ответственность и заинтересованность сотрудников. Чтобы они выполнялись в полной мере, рекомендуется направлять сотрудников на курсы повышения квалификации.

Грамотное использование стандарта

Для достижения высоких результатов необходимо придерживаться следующих правил:

  • Не применять профстандарт в качестве жесткой регламентации работы сотрудников.
  • Не вынуждать сотрудников выполнять работу, которая отвлекает их от прямых обязанностей.
  • Подталкивать работников к поиску нестандартных решений.

По стандарту, но нестандартно

По профессиональному стандарту педагогический работник обязан:

  • Осуществлять набор детей на обучение согласно разработанной программе.
  • Отбирать детей для обучения согласно разработанной программе (вместе с комиссией).
  • Мотивировать учащихся.
  • Разрабатывать мероприятия по улучшению оснащения учебного кабинета.
  • Подготавливать требуемые информационные материалы.
  • Консультировать ребят и их родителей.
  • Помогать учащимся, контролировать их.
  • Корректировать поведение детей.
  • Понимать потребности учеников.
  • Набирать группы учащихся, принимая во внимание особенности образовательных программ.
  • Обеспечивать сохранность и правильное применение расходных материалов, оборудования и т.д.
  • Создавать комфортные условия для развития детей.
  • Подготавливать учеников к участию в конкурсах, выставках и прочих подобных мероприятиях.
  • Формировать условия для развития самооценки и самоконтроля детей.
  • Сотрудничать с коллегами, поддерживать благоприятную атмосферу.

Чтобы воспитательный процесс протекал по стандарту и при этом нестандартно педагог дополнительного образования должен обладать следующими качествами личности:

  • Высокий интеллектуальный уровень.
  • Осознание потребностей детей.
  • Чувство юмора.
  • Высокий творческий потенциал.
  • Чуткость.
  • Толерантность убеждений.

Согласно изменениям, внесенным в текущем году в федеральный закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации» в 2017 году каждый педагог дополнительного образования должен пройти обязательную аттестацию. Эта процедура показывает степень мастерства сотрудника.

Педагогический работник обязательно должен представить доказательства своих достижений: благодарности, грамоты, дипломы. По результатам аттестации ему присваивается та или иная квалификационная категория. Результат аттестации можно оспаривать в суде.

Также для решения вопроса может быть создана специальная трудовая комиссия.

Незначительные изменения, которые случились в 2016 году, не доставляют проблем. Все понятно и выполнимо. Руководители центров и муниципальных учреждений дополнительного образования детей должны подготовиться к 1 января 2017 года. Вступит в законную силу профстандарт, от которого зависит не только уровень и в итоге результат работы преподавателей, но и их заработок.

Чтобы не допустить ошибок, внедряя план поэтапного перехода на профессиональный стандарт педагога дополнительного образования детей и взрослых, примите участие в вебинаре «Разработка плана постепенного перехода на профстандарты для организаций дополнительного образования», который состоится 11 ноября.

Источник: https://academy-prof.ru/blog/profstandart-pedagoga-dopobrazovanija-2016

Профстандарт педагога дополнительного образования: внедрение

Профстандарт педагога дополнительного образования в 2017 году

Профстандарт педагога дополнительного образования является актуальным вопросом. Именно поэтому все, что связано с его введением, в настоящее время является темой для обсуждения экспертов и специалистов.

Профстандарт педагога дополнительного образования детей и взрослых

Остановимся подробнее на профстандарте «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».

Профессиональный стандарт педагога применяется в отношении должности:

  • педагога и старшего педагога дополнительного образования;
  • тренера-преподавателя и старшего тренера-преподаватель;
  • преподавателя;
  • методиста;
  • педагога-организатора.

Профессиональные стандарты в сфере образования могут применять:

  1. Работодатели в процессе:
  2. формирования кадровой политики;
  3. управления персоналом;
  4. аттестации работников;
  5. разработки должностных инструкций;
  6. тарификации работ и установлении системы оплаты труда.
  7. Образовательные организации профессионального образования в процессе:
  8. разработки профессиональных образовательных программ;
  9. разработки ФГОС (федеральных государственных образовательных стандартов) профессионального образования.

Особенности внедрения профстандарта педагога дополнительного образования

Этот профессиональный стандарт содержит подробную информацию обо всех требованиях, которые предъявлены к работникам сферы дополнительного образования.

На данный момент отложено введение данного стандарта, так как педагогическое сообщество по-разному восприняло его положения.

Было принято решение о предварительной доработке данного документа, исправлении в нем многочисленных неточностей.

Основные проблемы внедрения профстандарта педагога дополнительного образования

Профстандарт педагога дополнительного образования пока только рассматривается в педагогическом сообществе, в реальную практику он не введен. Среди основных причин такого «торможения» эксперты выделяют организационно-управленческие и педагогические проблемы.

В качестве организационно-управленческих проблем выделяют наличие полноценных общеобразовательных программ дополнительного образования для школьников и взрослых людей.

Кроме того, в настоящее время в системе внеурочного образования нет достаточного количества учебных пособий, адаптированных к индивидуальным возрастным особенностям школьников. Для того чтобы внедрить в практику профессиональный стандарт, необходимо:

  • предварительно обеспечить педагогов методической поддержкой при разработке индивидуальных образовательных программ
  • важно организовать и работу экспертов, которые будут анализировать эффективность работы педагогов дополнительного образования по специальным программам,
  • создать полноценную материально-техническую базу для реализации задач, указанных в методических рекомендациях по каждому профилю образования.

Источник: https://www.menobr.ru/article/61960-qqe-16-m9-professionalnye-standarty-v-sfere-obrazovaniya-poryadok-primeneniya

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.