+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Водитель автомобиля: профстандарт

Содержание

Каковы профстандарты у водителей легковых автомобилей?

Водитель автомобиля: профстандарт

Профстандарт водителя автомобиля — это новое понятие, используемое при регулировании трудовых правоотношений. После введения этого профессионального стандарта он в ряде случаев станет обязательным для применения.

Разберемся же, что собой представляет этот профстандарт, как он должен вводиться и каковы последствия его несоблюдения.

Профессиональный стандарт водителя — что это такое?

С 2013 года в России появилось новое понятие — профессиональный стандарт. Этот термин означает совокупность требований по квалификации (в основном по образованию и опыту работы), применяемых для определенной профессии и устанавливаемых на федеральном уровне.

Принятие профстандартов вызвано тем, что прежние нормы, касавшиеся требований к уровню квалификации работников, далеко не всегда отражают реальную ситуацию и нуждаются в корректировке.

Тот же факт, что профессиональные стандарты принимаются на уровне Минтруда РФ и имеют обязательную силу, связан с необходимостью защитить ряд определенных областей профессиональной деятельности от неквалифицированных работников.

Первоначально профессиональные стандарты носили ориентировочный характер, однако с 1 июля 2016 года их применение стало обязательным. Применяться они будут в том случае, когда ТК РФ, другие федеральные законы и подзаконные акты прямо этого требуют. Как правило, такое требование связано с тем, что:

  • работа осуществляется в государственных организациях;
  • работа связана с предоставлением от государства определенных льгот или, напротив, наложением соответствующих ограничений (в этом случае профстандарты могут быть обязательными даже для коммерческих организаций).

По состоянию на июнь 2016 года принято и утверждено более 800 профессиональных стандартов для более чем 30 различных отраслей деятельности. К числу таких отраслей относится и транспорт.

И одной из профессий, для которых в ближайшее время следует ожидать введения обязательных профстандартов в этой области, является профессия водителя легкового автотранспорта.

Где применяется профстандарт водителя легкового автомобиля?

Согласно действующим российским нормам, легковым автомобилем признается транспортное средство, отвечающее следующим требованиям:

  • его масса не превышает 3500 кг;
  • число пассажиров не превышает 8 человек.

Более точно определить, к какому типу относится конкретная единица автотранспорта, можно с помощью ПТС. Для отечественных машин используется цифровая кодировка моделей: если вторая цифра в номере модели — 1, это означает, что перед нами именно легковой автомобиль.

Это правило действует как для машин советского периода (вроде ВАЗ-2106), так и для современных моделей (УАЗ-315195 Хантер). В отношении зарубежных машин такой кодировки нет, но при необходимости можно провести экспертизу и установить точный тип автомобиля.

Профстандарт для водителей легковых машин должен применяться в тех областях хозяйственной деятельности, где происходит использование именно таких машин.

Правда, по состоянию на июнь 2016 года профстандарта именно для водителей легковых автомобилей пока не принято.

Впрочем, это явление временное: Минтруд РФ планирует к концу 2017 года довести число профессиональных стандартов до 2000 с лишним и проект документа для водителей легкового транспорта уже существует, хотя пока и не утвержден.

При этом уже действует стандарт, касающийся водителей внедорожного транспорта, — а среди внедорожников немало и машин, подпадающих под определение легковых.

Что в себя включает профессиональный стандарт водителя

Любой профессиональный стандарт, принимаемый в России, должен соответствовать макету профстандарта, утвержденного Минтруда РФ в 2013 году. Этот макет предусматривает, что каждый стандарт, устанавливаемый для конкретной профессии, включает в себя несколько обязательных структурных частей.

Рассмотрим их.

1. Общие сведения

В эту часть включается официальное наименование и краткое описания того вида деятельности, для которого разработан профстандарт. Также здесь указывается кодировка профессии по ОКВЭД и ОКЗ.

2. Функциональная карта

Этот термин обозначает описание тех функций, которые должен осуществлять работник в ходе своей профессиональной деятельности. Применительно к водителю легковых автомобилей в функциональную карту будет прежде всего включаться следующее:

  • управление автомобилем;
  • его техническое обслуживание;
  • перевозка пассажиров и грузов в пределах, установленных для легкового автотранспорта.

В этот же раздел включается указание уровня квалификации, требуемого для осуществления трудовой функции, и его кодировка.

3. Характеристика обобщенных функций

Отдельные профессиональные функции группируются между собой в соответствии с тем, как именно происходит разделение труда в ходе осуществления хозяйственной деятельности. Третий раздел профстандарта содержит описание каждой из таких групп вместе с указанием того, как должна называться соответствующая должность, что должен знать и уметь сотрудник, занимающий ее.

Здесь могут кодироваться отдельные действия — от осмотра автомобиля и проверки уровня жидкости в бочке омывателя до вождения в сложных дорожных условиях. Конкретное содержание профстандарта должно предусматривать различные уровни квалификации.

4. Сведения об организациях, которые проводили разработку профстандарта

В этом разделе перечисляются разработчики, участвовавшие в подготовке профстандарта. Хотя стандарт и утверждается приказом Минтруда РФ, но разработку его могут вести различные государственные и негосударственные организации, специализирующиеся в данной области.

Причем разработчиком может быть как организация уровня Гостехнадзора, так и какое-либо коммерческое общество, если уровень квалификации его специалистов позволяет принимать участие в разработке нормативной документации.

Как применяется профстандарт?

Если организация обнаружит, что принятый профессиональный стандарт для водителей распространяется и на нее, она должна провести ряд мероприятий. К таким мероприятиям относятся:

  1. Проверка должностных инструкций для водителей, штатного расписания и иных внутренних документов на предмет их соответствия стандарту. При необходимости изменения вносятся как в локальные нормативные акты, так и в трудовые договора, личные карточки и иные кадровые документы.
  2. Проверка уровня квалификации водителей в соответствии с требованиями, указанными в профстандарте.
  3. В том случае, если соответствия формальным требованиям (уровню образования, стажу работы) нет, но водитель справляется со своими трудовыми обязанностями, организация может провести как сертификацию (в специализированном сертификационном центре), так и аттестацию работника. Если в результате аттестации недостаток квалификации на уровне именно ее практической реализации будет подтвержден, это может послужить одним из оснований к увольнению.

Впрочем, вместо увольнения организация может заключить с работником соглашение и отправить его на обучение, по окончании которого квалификация будет соответствовать требованиям профстандарта.

Ответственность за несоблюдение профстандарта

Необходимо помнить: с июля 2016 года профстандарты являются уже не рекомендационными, а нормативными документами, и в том случае, если в конкретной организации они не соблюдаются, она может быть привлечена к ответственности. Санкции в этом случае предусматривают административный штраф в размере до 50 тысяч рублей.

Источник: https://neplatno.com/nazvanie-kategorii/kakovy-profstandarty-u-voditelej-legkovyx-avtomobilej

Профстандарт водителя автомобиля в 2019 году

Водитель автомобиля: профстандарт

Собрали всю полезную информацию о профстандартах для водителей автомобилей в одну статью. Читайте о структуре и ключевых моментах документа и о том, как его правильно внедрять. Скачайте документы для разных транспортных средств

В каких случаях применяется профессиональный стандарт водителя автомобиля

Профстандарт водителя в 2019 году находится в стадии разработки. Планируется, что он распространится на всех работников, занимающихся перевозками на транспортных средствах весом свыше 3500 кг и вместимостью больше 8 человек. В настоящий момент действуют профстандарты «Логист автомобилестроения», «Водитель внедорожных автомототранспортных средств» и др.

Существующий проект профстандарта охватывает категории водителей от «В» до «D1Е». Помимо этого, подтверждать квалификацию придется и не упомянутым в проекте водителям троллейбусов, а также тем, кто занят перевозкой опасных и/или негабаритных грузов.

Проект содержит требования:

  1. Общего характера.
  2. К квалификации.
  3. К квалификационному экзамену
  4. К экзаменатору.

Обратите внимание: закон не требует водителей легковых автомобилей соответствовать профстандартам. Определение категории автомобиля происходит по паспорту транспортного средства.

Погрузчик

Требования к водителям погрузчиков установлены в профстандарте «Логист автомобилестроения», утвержденном приказом Минтруда от 14.10.2014 № 721н. Перечислим главные функции этой специальности:

  • Транспортировка товарно-материальных ценностей (ТМЦ) по указанному маршруту.
  • Контроль за сохранностью груза.
  • Составление отчетности о маршруте.
  • Планирование маршрута и контроль за его выполнением.
  • Активное участие в оптимизации своей работы (поставки, рабочие процессы).

Скачать образец >>>

Грузовой и легковой автомобили

Водитель грузовика, согласно проекту профстандарта, должен быть компетентен именно в правилах использования транспортного средства и перевозки груза. Это означает, что он:

  • Должен разбираться в принципах устройства машины и прицепа, иметь права соответствующей категории.
  • Правильно проходит регулярный техосмотр.
  • Следит за соблюдением техники безопасности при погрузке-разгрузке.
  • Поддерживает свой уровень квалификации, в том числе режимом труда-отдыха, корректным поведением за рулем и т.д.

Водитель «легковушки» должен знать:

  • ПДД и правила страхования автомобиля.
  • Предупрежден об ответственности за нарушения
  • Умеет опознавать моменты поломок и делать мелкий ремонт и т.д.

Скачать образец >>>

Автобус

Требования к водителям автобусов приведены в проекте профстандарта «Водитель автомобиля». Были предложения о разработке отдельного «автобусного» стандарта, но пока все требования объединены в один документ. Возможно, это получит реализацию в будущем.

Специфика требований к водителям автобусов связана с их деятельностью. Они перевозят большое количество людей, то есть отвечают за жизнь и здоровье пассажиров.

Итак, водитель :

  • Знает технические характеристики своего ТС.
  • Умеет управлять им и ликвидировать мелкие поломки.
  • Умеет заправлять и обслуживать автобус.
  • Компетентен в правилах перевозки пассажиров, их посадке и высадке.
  • Соблюдает все необходимые меры безопасности.
  • Следует строго по запланированному маршруту.
  • Составляет отчет о маршруте, сдает автобус на АТС.

Скачать образец >>>

Структура и ключевые моменты

Профстандарты – это система требований к работникам конкретных профессий. Каждый стандарт содержит общие требования и ранжирование по уровню квалификации.

Транспортное средство по определению относится к источникам повышенной опасности.

Следовательно, профстандарты водительских профессий в первую очередь призваны повысить безопасность на дорогах путем предъявления высоких требований к квалификации шоферов.

Структура профстандартов единообразна. Он включает:

  • общие требования;
  • специальные требования;
  • дополнительные требования к водителям, перевозящие пассажиров или грузы;
  • требования по прохождению экзамена.

Перечислим требования, объединяющие все «водительские» стандарты и их проекты:

  • Достижение совершеннолетия. Наличие действующих прав (категория зависит от типа транспортного средства). Знание характеристик автомобиля.
  • Уверенное владение транспортным средством, навыки вождения в любую погоду, на разных типах дорожных покрытий.
  • Водитель должен уметь быстро оценивать риски дорожных ситуаций, принимать решения. Уметь оказывать первую помощь, знать алгоритмы своих действий при аварии или поломке.
  • Обязательны: умение управлять автомобилем в любое время и погоду, контролировать ежедневно состояние ТС, заниматься мелким ремонтом, заправкой.
  • Водитель должен соблюдать режим труда и отдыха. Необходимо хорошо читать карты, планировать маршрут, уметь пользоваться навигатором и средствами электронного мониторинга состояния ТС. Важно, чтобы водитель владел навыками оказания первой помощи.

Дополнительные требования в проекте профстандарта разделены на две группы – для перевозок людей и грузов. В обоих случаях к обязанностям водителя будет относиться составление необходимой документации, безопасная загрузка-выгрузка, перевозка и сдача отчетности.

Экзамен будет выглядеть как аналогичный экзамен на права в ГИБДД – поездка по маршруту в допустимом скоростном режиме, с учетом расхода топлива). Испытание займет минимум час (полтора часа для водителей категорий «С» и «Д»). проверять водителей имеет право только специалист соответствующей квалификации, со стажем работы не менее 5 лет.

Как правильно внедрять

Пошаговое внедрение профстандарта в организации выглядит так:

Анализ существующей документации на предприятии – штатного расписания, должностных инструкций и т.д.

Внесение корректирующих поправок в локальные нормативные акты и утверждение их.

Проверка квалификации персонала. В зависимости от результатов работодатель может оставить сотрудника на прежней должности, предложить повысить квалификацию либо расторгнуть трудовой договор.

Можно ли обойтись без него

Процесс внедрения профстандартов был начат 5 лет назад, в 2013 году. С 2016 года они стали обязательными к использованию, если такое требование к профессии зафиксировано в Трудовом кодексе, федеральном законодательстве и прочих подзаконных актах. В частности если деятельность работника предусматривает наличие ограничений либо льгот.

Целесообразно брать стандарты за основу требований к навыкам и компетенциям персонала даже в тех случаях, когда закон не требует обязательного применения стандартов.

Предприятие, на котором не соблюдается требования обязательных стандартов, будет оштрафовано как минимум на 50 000 р, причем использовать их придется в любом случае.

Источник: https://www.pro-personal.ru/article/1085195-qqq-16-m6-14-06-2016-profstandart-voditelya

Профстандарт водитель автобуса

Водитель автомобиля: профстандарт

leon

ГЫ┤з+j▐xAШ Б4╛К√©н 6╒J÷J0П░╛1д╧ ≤R иA&▀Yжnbbю{гaВ█╣$={░X▒Uu1тMуг4lДЦ&Mь┤ыТ┬ЗЕУDp*i~нiU┐┴&WмЧ▀вJг[Л$ЬН▌TяОБНfH.

°o≥╒yD═W-И BN╨щ╨ъ╠√⌠7гF?6;╚gс╔ю⌡ ▄Югa╖рбq▒na╟▒▓и╕SWv╒F0╚W╤Не√р╜ЧN√Г`BЯ▌h╦»┐Б░Ь*kгU²2р$:tuчrЦГ’К≤F²р°Ч9²╒В&:Ы═╦f≈ИuRЕwn▓_▄╪М}@[жo─≥╨BLшo└ыv;xSЗаI}▀├`⌠Ё╞C┌(╓йRяOW≥░▌*║з╘%`Nпy~▄╘P╩≈╠d+Т└░╜+хй╫ю5╦+p ┴╩x╙O-d┘5gИг:╨⌠ыp┐╛╠И]ЪЧFd,╓╨гQ█╞ж&┘T▓b╩/ T╢[h3mЮ%щ4m┐hЯХЖЦ yб2Sa4л!#q╒Зц╝≤y|:ГФWд≈э@ЭМp∙Q▀ЁМй1╬rп─=H┌ThFлы■╤sА▌UК╛T╣9A5м`mcQтЯ╥v▒ТB0v$╜аzowTд»»A╪⌡o[T%6 V;╛÷и▀÷,┴Й⌠f≥н║┘r ·K0ш═8╠Qao3╒Сюд$S┼╔fяц┴|ЬrЦМЪ*|M╬╢Ю=Зэ kT╡▌√ ·Hwы╩∙’`╠╞ДE Xb1Eы\`;ИеB/ТБ▓ИC▒ ╟Н╝Т│5ьг█╞jU ыъ≈=мы╬╧┌╡я╡#│²YГTI╛└НP≈О╡8щ$╜xг╕{ БЙ:!╖√Р,щ╛Л╫yy5ХuМ░d╖вкb╖в Э╔ИьUЁс╚ьМ²╫UЮ{рOр⌡║║░bх d┬&Ь* Г!⌠кzж┼n⌡ш4ю`SQе└╒╚a-vАэРM╩G╩╫┼√≤лцw#ь4Ш:┬╞Од°@%PEJ[╛»├л≈o═гF?°─jvz+h╓z0ы╘zsФBл│b┴ЭжО╞&жЯC√9XhR⌠Ь°6-■Wwр─*V»адtrL÷чr(н|)╒▒╘!0vu░Нx╓$╨у╪хO╛┬CК╬ЗЖК-5Ц~Y└a÷ZэщЛЩФrй,и╔ Т╠╟╧8aMК !7lё│}ъЭ)≤схЭ!⌠Nч█÷Сw▒oУлМ╨?2≈Nw% T9╙v©║д≈╬иnу]╙1v°*dF┘╜╞мD.

Обязанности и компетенции водителя автомобиля по профстандарту

Структура документа Согласно российскому законодательству, составлять список требований по профессиональному стандарту для той или иной профессии работодатель либо организация могут самостоятельно.

Но для того, чтобы профстандарт имел законную силу, необходимо соблюдать его соответствие макету, разработанному и утвержденному Министерством Труда РФ.
Внимание Согласно этому документу, все требования для профессии должны записываться по особой схеме.

Она включает в себя несколько частей, в том числе функциональную карту и характеристику функций конкретной должности.

Понятие профстандарта водителя

В случае возникновения дорожно-транспортного происшествия требуется сохранять устойчивое поведение, быстро оказывать первую помощь при необходимости. На работника возлагается проведение технического обслуживания, устранение неисправностей в пути.

При этом он должен понимать техническое устройство автомобиля, правила безопасного обслуживания. По мере необходимости заправлять АТС топливом и иными техническими жидкостями.

Знания мер безопасности являются обязательным условием проекта профессионального стандарта, иначе работник не может допускаться до управления транспортным средством.

Дополнительные требования к водителю Работники, занимающиеся перевозкой пассажиров или грузов, должны не только проявлять лояльность, уметь оказывать первую помощь, но и в целом справляться с возложенными на них трудовыми обязательствами.

Профессиональный стандарт водителя автомобиля

Справка Проект профстандарта отражает:

  • Требования к АТС категорий и подкатегорий, при успешном выполнении которых кандидат может быть допущен к управлению.
  • Требования к уровню мастерства, на основании которых основана система повышения квалификации.
  • Требования квалификационного экзамена, маршруту поездки и минимальному времени, нужному для его проведения.
  • Требования к экзаменатору.

Если транспортное средство рассчитано менее чем на 8 мест, а его масса не превышает 3,5 т, планируется, что водители не обязаны проходить тестирование. Определить, к какому типу относится автомобиль, можно с помощью технического паспорта.
Во всех остальных случаях водитель автомобиля обязан будет сдать экзамен на профстандарт.

Профстандарт: 17.016

Устранять мелкие неисправности, не требующие разборки агрегатов (в т.ч. замена колеса). Устройство АТС как объекта управления и его техническая эксплуатация. Важно Правила техники безопасности при обслуживании транспортных средств. Нормы давления в шинах 3. Заправка АТС топливом и техническими жидкостями.

Заправлять АТС горюче-смазочными материалами и техническими жидкостями; Соблюдение техники безопасности при заправке Обеспечение экологической безопасности при выполнении работ по заправке транспортного средства.

Соблюдать меры противопожарной и экологической безопасности при заправке транспортного средства Объемы заправочных емкостей марки заправочных материалов и технических жидкостей, применяемых для обслуживаемого АТС, их совместимость.

4.

Водитель автомобиля: профстандарт

В, С, Д, е и имеющие 1-й класс вождения Профессиональный стандартОписание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности) 2 Профессиональный стандартОписание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности) 2 Профессиональный стандартОписание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности) 2 Профессиональный стандарт врач-травматолог-ортопедОписание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности) 2 Положение о порядке присвоения квалификации водителя пожарного автомобиля…Главного управления мчс россии () по присвоению квалификации водителя пожарного автомобиля и выдачи свидетельства на право работы…

Основы межличностного и делового общения 6.2. Посадка пассажиров Проверка применения пассажирами ремней безопасности Правила дорожного движения Должностная инструкция Правила внутреннего распорядка своей организации. 6.3.

Соблюдение мер безопасности по обеспечению сохранности ТС и пассажиров Управление ТС с заданным уровнем безопасности. Принятие мер безопасности на стоянках в соответ­ствии с инструкцией своей организации. Исключение перевозки посторонних лиц.

Принятие мер по исключению доступа к транспортному средству посторонних лиц. Правила дорожного движения Правила остановки транспортных средств сотрудниками Госавтоинспекции.

Нормативно-правовая документация по остановке и проверке транспортных средств сотрудниками Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. Должностная инструкция Правила внутреннего распорядка своей организации. Распоряжения и приказы своей организации. 6.4.

Чаще всего требования российского законодательства распространяются на государственные учреждения. Но и многие коммерческие организации по закону должны их учитывать.

В 2016 году было утверждено более 800 профстандартов для различных профессий. Они относятся к 30 видам деятельности, в числе которых находится и транспорт.

Профессия водителя легкового и грузового автомобиля попадает под действие системы профессионального стандарта. При этом, в разработке документа могут принимать участие работодатели, представители организации и т.д.

Юридическую силу профстандарт начинает иметь только в том случае, если он совпадает с теми документами, которые были утверждены Министерством Труда. Область применения Для водителей легковых транспортных средств существуют одни профессиональные стандарты, а для тех, кто управляет грузовиком, несколько иные.

Что делать работодателю после принятия профстандарта водителя После принятия профстандарта работодателям, у которых трудятся водители, нужно будет провести ряд мероприятий. В противном случае в ходе проверок трудовая инспекция может наложить штрафы.

Справка В частности, организации придется:

  1. Проверить должностные инструкции для водителей, скорректировать штатное расписание, внести корректировки в иные внутренние документы. При необходимости изменения вносятся в локальные нормативные акты, трудовые договора, а также личные карточки и прочие кадровые документы;
  2. Оценить уровень квалификации водителей, определить соответствие требованиям, отраженным в профессиональном стандарте.

Профстандарт водитель автобуса скачать

Трудовые действия при перевозке пассажиров: Оформление путевой, финансовой документации. Посадка и безопасная высадка пассажиров. Контроль выполнения правил безопасности в процессе движения транспортного средства.

Трудовые действия при перевозке грузов: Оформление путевой, транспортной документации. Безопасная погрузка и выгрузка груза. Крепление груза на транспортном средстве.

Трудовые действия при перевозке опасных грузов: Оформление документации. Погрузка и выгрузка грузов повышенной опасности. Крепление грузов повышенной опасности на транспортном средстве в соответствии с действующим стандартом EN 12195-1:2010 «Средства крепления грузов на дорожных транспортных средствах».

Управление транспортом с учетом класса опасности перевозимых грузов. Действия при аварии или иных чрезвычайных ситуациях.

Источник: http://alishavalenko.ru/profstandart-voditel-avtobusa/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.