+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Закон о профстандартах: что изменилось в оформлении трудовых отношений

Содержание

Закон о профессиональных стандартах

Закон о профстандартах: что изменилось в оформлении трудовых отношений

Наличие стандартов в области достижения высоких результатов в той или иной профессии регулируется несколькими законами российской правовой системы. Мы рассмотрим их главные положения.

Основные положения

Регламент профессиональных стандартов описан в ФЗ номер 192 «Трудовой Кодекс РФ» (30.12.2001). Он определяет:

  • Порядок, в котором применяют профстандарты;
  • Критерии по их использованию;
  • Информация о степени квалификации сотрудника;
  • Другие аспекты трудовых отношений.

Поправки в данный документ были внедрены на основе 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Его утверждение прошло в апреле 2015-го (24.04). Через пять дней проект одобрил Совфед.

Также читайте о последних изменениях ФЗ 115 подробнее по ссылке:

Состав ФЗ:

  • Ст. первая – объяснение появившихся в ТК РФ корректур;
  • Ст. вторая – описание измененных частей в законе номер 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Ст. третья – упразднена;
  • Ст. четвертая – свод правил настоящего ФЗ;
  • Ст. пятая – дата актуализации законодательного акта номер 122.

ФЗ 73 с последними изменениями на 2017 год тут:

Какие были внесены изменения?

Изменения с 1 июля в законе о профстандартах включают ряд уточнений и дополнений к тексту документа ТК РФ и законодательного акта номер 273. Редакция в исправленном виде появилась 1.07.2016. Далее мы разберем суть внесенных поправок.

Ст. 195.1

Определяет термин «профстандарт». Объясняет значение рабочей квалификации. Стандарт профессионального характера обозначается как совокупность квалификационных навыков работника и корректного осуществления рабочих задач. Квалификацией называют комплекс опыта, техники и специальных навыков.

ФЗ 123 подробнее тут:

Ст. 195.2

Показывает суть регламента создания и апробации профстандартов. Полномочия по данным процедурам принадлежат правительству страны. Оно обязано принимать во внимание выводы специализированной комиссии, состоящей из трех сторон, которая регулирует отношения в социальном и трудовом плане.

Федеральный закон о слуюбе в РФ по контракту с последними изменениями смотрите тут:

Ст. 195.3

Применение квалификации для ведения профессиональной деятельности. Перечисляются требования к:

  1. Бюджетам, финансирующимся не из фондов;
  2. Организациям, подведомственным государству;
  3. Учреждениям, относящимся к муниципалитетам;
  4. Корпорациям государства.

Ст. одиннадцатая ФЗ № 273

Описание единых требований и критериев, нужных для:

  1. Консолидации образовательного пространства в пределах РФ;
  2. Правопреемства для программ по образованию;
  3. Разработки соответствующих программ, имеющих разный уровень сложности;
  4. Определение гарантий от государства по получению образования высокого уровня.

профстандартов в сфере образования включает:

  • Требования к структуризации и разработке учебных программ;
  • Порядок определения итогов освоения проектов.

Ст. 73 закона номер 273

Поясняет, что обучение специальности организовывается в соответствии со следующими этапами:

  • Получение профессии необходимо для присвоения квалификации в своей области, достижения высокого трудового результата, обучения пользованию разными типами оборудования и пр.;
  • Образование высшей степени можно получить только при наличии среднего общего образования (есть исключения, прописанные в других ФЗ);
  • Учебные учреждения создаются на основе федеральных законодательных актов РФ;
  • Продолжительность обучения зависит от приобретаемой специальности.

Наказание за несоблюдение закона о профстандартах

Взыскать ответственность за нарушение ФЗ о профессиональных стандартах можно с подачи инспекции труда, уполномоченной осуществлять проверки без предварительного оповещения.

Если в ходе проверки выявлено нарушение нормативов закона, руководители и работники инспектируемого учреждения могут быть наказаны. Ответственность в административном порядке налагается в виде штрафа.

Его размер установлен в КоАП (ст. 5.27). Размер выплат составляет:

  1. От одной до пяти тыс. рублей – для должностных лиц;
  2. От тридцати до пятидесяти тыс. рублей – для юрлиц.

Если нарушение является рецидивом, сумма выплат для вышеупомянутых лиц будет равна:

  1. 10 – 20 тысяч рублей;
  2. 50 – 70 тысяч рублей соответственно.

Высокий уровень профессиональных стандартов достигается за счет:

  • Разработки проекта по достижению данной цели;
  • Детализации способа для осуществления поставленных задач;
  • Определения срока этого процесса;
  • Установления метода для контроля над приобретенными навыками по итогам.

Работодатель может способствовать тому, чтобы его штат был мотивирован на достижение профстандартов. Инструментами поощрения служат:

  • Премии за сверхплановые выработки;
  • Денежные компенсации за другие официально зарегистрированные достижения;
  • Выделение дополнительных выходных;
  • Устроение корпоративных мероприятий;
  • Иные методы.

Скачать действующую редакцию 122 ФЗ

Профессиональные стандарты – это совокупность многих факторов и требований, поэтому их порядок контролируется несколькими законами сразу. Для изучения нововведений в положениях ТК РФ мы рекомендуем скачать ФЗ номер 122 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):

Источник: https://lawlinks.ru/zakon-o-profstandartax/

Жизнь кадровика с 1 июля 2016: профстандарты

Закон о профстандартах: что изменилось в оформлении трудовых отношений

Что ждет работодателей после 1 июля: понятие профессиональных стандартов и их применение на практике.

Устюшенко Анна Михайловна
Партнер

Почти год (с мая 2015 года) кадровики и причастные испытывали легкий мандраж, а ближе к дате — священный ужас от неминуемо приближающейся даты 1 июля 2016 года. Именно с ней законодатель связывал вступление в силу ст. 195.3 Трудового кодекса РФ, которая всего-навсего регламентировала порядок применения профессиональных стандартов.

К слову сказать, понятие профессиональных стандартов появилось в Кодексе достаточно давно и паники не вызывало (и даже внимания к себе не привлекло). А вот порядок применения…

Думаю, что только далекий от кадровых вопросов интернет-пользователь в течение этого года не замечал громких анонсов: «Обязательность профстандартов после 1 июля для всех работодателей», «Обязанность работодателей переучивать сотрудников за собственный счет после 1 июля», «Увольнение работников, не соответствующих профстандартам» и т.д.

Чем же был продиктован этот внезапный ажиотаж и тревожные настроения?

В каких случаях профстандарты обязательны для применения

«Яблоком раздора» послужила часть 1 статьи 195.

3 ТК РФ, которая дословно гласит: если настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.

Именно фраза «иными нормативными правовыми актами Российской Федерации» дала повод утверждать, что профессиональные стандарты будут обязательны к применению практически всеми работодателями, поскольку профстандарты — это утвержденные приказами Минтруда РФ нормативные правовые акты, устанавливающие требования к квалификации, а значит, они и есть те самые «иные нормативные правовые акты Российской Федерации», в силу которых профстандарты становятся обязательными.

Только 5 апреля 2016 года Министерство труда и социальной защиты РФ, почти год наблюдавшее за спорами сторонников и противников «обязательности» профстандартов, выступило с официальной позицией, взяв на себя труд исправления огрехов законодателя.

Так, в Информации по вопросам применения профессиональных стандартов, Минтруд РФ разъяснил, что под «иными нормативными правовыми актами Российской Федерации» следует понимать постановления и распоряжения Правительства РФ, приказы федеральных органов исполнительной власти, которые устанавливают специальные требования к работникам, носящие нормативный правовой характер.

Приказы Минтруда РФ, утверждающие профессиональные стандарты, относить к «иным нормативным правовым актам» для целей решения вопроса обязательности профстандартов, не следует.

Развивая свое представление об обязательности, Министерство труда и социальной защиты РФ обозначило два случая обязательности профстандартов:

  1. Если ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций, льгот либо наличие ограничений (ст. 57 ТК РФ) — профстандарты обязательны в части наименования должностей и квалификационных требований.
  2. Если ТК, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами (прим. – содержание понятия рассмотрено выше) установлены требования к квалификации работников (ст. 195.3 ТК РФ) — профстандарты обязательны в части квалификационных требований.

Разберемся, что имеется в виду в первом случае обязательности. Это работа в тех должностях, по профессиям и специальностям, при занятии которых работникам предоставляется: сокращенная продолжительность рабочего времени, дополнительный отпуск (например, медицинским, педагогическим работникам), право на досрочное назначение трудовой пенсии (Списки №1 и №2), доплата.

При этом нужно иметь в виду, что доплаты и гарантии, предоставляемые за работу во вредных и опасных условиях труда по результатам специальной оценки условий труда (или аттестации рабочих мест) не ведут к обязательности профстандартов. Данные гарантии связаны с вредностью конкретного рабочего места, а не с занятием определенной должности, работой по профессии, специальности. Хотя, конечно, часто эти основания совпадают.

Второй случай обязательности связан с требованием законодательства к уровню образования и стажу работника. Например, частью 4 статьи 7 Закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 г.

№ 402-ФЗ установлено, что главный бухгалтер открытых акционерных обществ (за исключением кредитных организаций) должен иметь высшее образование и стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью, не менее трех лет из последних пяти календарных лет, а при отсутствии высшего образования в области бухгалтерского учета и аудита – стаж работы не менее пяти лет из последних семи календарных лет.

Вот тот случай, когда законом установлены требования к квалификации работника. Значит, профстандарт в отношении главных бухгалтеров акционерных обществ будет являться обязательным.

Таким образом, при сравнении сферы обязательности профстандартов с действующими квалификационными справочниками следует отметить, что профстандарты обязательны для более широкого круга должностей, профессий, специальностей. Эта разница сфер влияния образовалась за счет ст.195.3 ТК РФ, расширившей границы обязательного применения профстандартов.

При этом очень важно отметить, что для большинства должностей, профессий, специальностей профстандарты по-прежнему носят рекомендательный характер аналогично квалификационным справочникам. Наличие профстандарта автоматически не влечет за собой его обязательности!

Особого внимания заслуживает вопрос применения профессиональных стандартов в части описанных в них трудовых функций работников. Представление работодателей о том, что обязательный профстандарт обязателен в полном объеме, неверно.

Даже в тех случаях, когда профстандарты носят обязательный характер, они обязательны для применения только в части наименования должностей и требований к квалификации.

Определение объема должностных полномочий и набора трудовых функций — исключительное право работодателя.

Отсюда следует, что работодатель вовсе не обязан использовать профстандарт как безусловное руководство к действию и с его утверждением пересматривать трудовые договоры и должностные инструкции.

Если работодателя устраивает тот объем трудовых функций, которым он наделил работника, даже если профстандарт предписывает больший или меньший объем функций, работодатель не обязан корректировать трудовой договор (должностную инструкцию).

Последнее, однако, не означает, что работодатель не вправе этого сделать. Утвержденный профстандарт может стать хорошим подспорьем для формирования новой должностной инструкции с описанием в ней тех трудовых функций, которые работодателем не были учтены и заимствуются из профстандарта.

Таким образом, использование профстандарта в части применения описанных в нем трудовых функций — это право, а не обязанность работодателя.

Другие актуальные статьи по трудовому праву: 

Как начать использовать профстандарт

Рассмотрим наиболее распространенную на практике ситуацию – профстандарты не являются обязательным по смыслу ст. 57 или 195.3 ТК РФ, однако работодатель намерен внедрить их на предприятии, приведя в соответствие наименование должностей и функционал сотрудников.

Причины тому могут быть весьма разнообразны: желание соответствовать требованиям изменившегося законодательства, поступившие «сверху» указания вышестоящего министерства (часто эта причина актуальна для бюджетников), боязнь быть привлеченным к административной ответственности, предписание Трудинспекции (бывает и такое).

Порядок внедрения профессионального стандарта на предприятии законодательством не установлен. Каждый работодатель самостоятельно определяет алгоритм внедрения профстандартов, принимая во внимание имеющиеся на предприятии локальные нормативные акты и ст. 8 ТК РФ.

В качестве ориентира может быть предложена такая процедура.

1. Издание приказа об обязательном применении в компании профессионального стандарта N.

Возможное содержание приказа:

  1. с момента издания приказа начать применение профтсандарта N;
  2.  прежнее наименование должности заменить на N (если применение профстандарта требует изменения наименования должности);
  3. отделу кадров подготовить к сроку:
  • новую редакцию штатного расписания в связи с изменением наименования должности;
  • дополнительные соглашения к трудовым договорам с ФИО и ФИО, замещающими переименованную должность;
  • новую редакцию должностной инструкции с учетом положений профстандарта, ознакомить с ее содержанием работников, замещающих должности (перечислить причастных).

2. Подготовить дополнительные соглашения к трудовым договорам с конкретными работниками, изменив наименование должности, а если в тексте трудовых договоров содержится описание функционала, который планируется изменить, то отразить в дополнительных соглашениях и данные изменения.

3. С учетом положений профстандарта изменить должностную инструкцию. Она изменится в части наименования должности. Если профстандарт «шире» по функционалу, чем ранее действовавшая должностная инструкция, то будет разумным расширить инструкцию.

4. Обновленная должностная инструкция в порядке ст. 8 ТК РФ должна быть утверждена для применения приказом руководителя. Соответственно, издается второй приказ — об утверждении должностной инструкции.

5. Подписание с работниками дополнительных соглашений, ознакомление с вновь утвержденной должностной инструкцией.

6. Утверждение приказом руководителя штатного расписания, содержащего указание на должность с новым наименованием.

Описанная последовательность действий продиктована тем, что решение вопроса об изменении наименования должности и содержания трудовой функции зависит от воли работников на подписание дополнительных соглашений.

Если работники отказываются от внесения изменений в трудовой договор и от ознакомления с расширенной должностной инструкций, работодатель не вправе обязывать их это сделать. Работодатель в этом случае не обладает правом на одностороннее изменение трудового договора в порядке ст. 74 ТК РФ в силу прямого запрета статьи изменять трудовую функцию работника.

Отсюда следует, что провести описанные выше изменения возможно только в порядке ст. 72 ТК РФ путем подписания с работниками дополнительных соглашений.

Справедливости ради стоит отметить, что в практике судов встречаются решения, признающие работодателя правым при «конкретизации» трудовой функции работника в связи с утверждением профстандарта.

Однако между конкретизацией и изменением трудовой функции работника тонкая грань, которая легко может быть нарушена.

Поэтому работодателю, решившемуся на одностороннее изменений трудовой функции работника в связи с внедрением профстандарта, следует понимать и принимать риски признания незаконными своих действий.

В рамках трудовой практики ИНТЕЛЛЕКТ-С предлагает комплекс юридических услуг, связанных с трудовым правом и направленных на защиту интересов работодателя:

кадровое делопроизводство, сокращение персонала, трудовое право, трудовые споры

Источник: https://www.intellectpro.ru/press/works/zhizn_kadrovika_posle_1_iyulya_2016_goda/

Закон о профстандартах

Закон о профстандартах: что изменилось в оформлении трудовых отношений

Любая профессия в Российской Федерации должна соответствовать определенным стандартам, требованиям и полномочиям. Соблюдение профессиональной этики и выполнение прямых должностных обязанностей регламентируется законодательством Российской Федерации.

Основные положения закона о профессиональных стандартах 122

Профстандарты в России регламентирует закон о труде № 197 «Трудовой Кодекс РФ» от 30 декабря 2001 года. В нем указаны:

  • процедура применения профстандартов;
  • условия применения профстандартов;
  • сведение о наличии определенной квалификации у работника;
  • иная информация, касающаяся рабочих отношений.

Федеральный Закон № 122 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» обуславливает поправки, внесенные в законодательные акты, касающиеся профессиональной пригодности, профстандартов и так далее. Был принят настоящий 122 закон в Государственной Думе 24 апреля 2015 года. Одобрен документ членами Совета Федерации 29 апреля того же года. В законную силу вступил законодательных акт о профессиональных стандартах 1 июля 2016.

Так же права трудящихся содержит Федеральный закон об охране труда.

Состоит настоящий закон о профстандартах из 5 статей:

  • Ст 1 — описывает внесенные изменения в Трудовой Кодекс;
  • Ст 2 — содержит поправки, внесенные в ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Ст 3 — утратила юридическую силу;
  • Ст 4 — содержит нюансы настоящего законодательного акта;
  • Ст 5 — обуславливает дату вступления в силу ФЗ № 122.

Еще есть ФЗ о профессиональных союзах их правах и гарантиях деятельности, который следует изучить.

Новые правила с 1 июля

Федеральный Закон № 122 вступает в силу с 1 июля 2016 года, соответственно и нововведения в ТК России начинают действовать с той же даты. Изменения с 1 июля в законе о профстандартах коснулись некоторых статей ТК РФ (ст 195.1-195.3) и Федерального Закона № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (ст 11 и 73). Новые требования по ФЗ № 122 о профстандартах представлены далее.

Новая редакция статьи 195.1 Трудового Кодекса

Положения настоящей статьи содержат в себе понятия о квалификации сотрудников, а также о профстандартах. Под квалификацией подразумеваются знания, умения и опыт сотрудника. Под профстандартом подразумевается оценка квалификации работника, ее необходимость заключается в правильном выполнении трудовой функции.

Статья 195.2 ТК России от 1 июля 2016 года

Ее текст гласит о порядке разработки и утверждения профстандартов. Правительство России вправе осуществлять данные действия, но совместно с трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений.

ТК РФ: статья 195.3 о профстандартах с внесенными поправками 

Положения 195.3 ст указывают на порядок применения профстандартов. Правительство России и специальная трехсторонняя комиссия утверждают процедуру применения профстандартов и указывать требования к:

  • внебюджетным фондам российского государства;
  • государственным организациям;
  • муниципальным учреждениям;
  • государственным корпорациям.

11 статья ФЗ № 273 с последними изменениями и дополнениями

Настоящая статья содержит положения, касающиеся федеральных государственных требований и стандартов, которые необходимы для:

  • единства образовательного пространства на территории российского государства;
  • преемственности образовательных программ;
  • составления образовательных программ разного уровня сложности;
  • установления государственных гарантий на получение качественного образования.

Государственные профстандарты в образовании содержат требования к:

  • составлению и структурированию образовательных программ;
  • конечным результатам освоения программ.

Ст 73 в последней редакции от 2016 года

Текст рассматриваемой статьи содержит положения об организации профессионального обучения:

  • обучение профессии направлено на приобретение компетенции в каком-либо виде деятельности, также на приобретение знаний по пользованию различным оборудованием, технологиям и так далее;
  • обучение предоставляется бесплатно, но только при получении среднего общего образования. (возможно и в других случаях, предусмотренными иными федеральными законами);
  • учреждения, предоставляющие гражданам образование, вправе создаваться в любой организационно-правовой форме, но в соответствии с федеральными законами России;
  • длительность обучения зависит от вида профессии, этот период определяется исходя из профстандартов, установленных законом.

Ознакомьтесь  Общие требования к рекламе по закону

Наказание по ФЗ 122

Необходимость применения профстандартов обуславливается тремя основными законами:

  • ТК России;
  • постановлением Правительства российского государства;
  • нормами закона Минтруда.

По закону, соблюдение профстандартов контролирует инспекция труда. Данное учреждение вправе проводить незапланированные проверки. При обнаружении нарушений законодательных норм, сотрудников проверяемой организации могут привлечь к ответственности.

Наказание виновных лиц заключается в привлечении к административной ответственности — к выплате штрафа. Размер штрафа определяет Закон — КоАП России. Сумма штрафа по статье 5.27 административного кодекса за нарушение профстандартов:

  • для должностных лиц — 1 000 — 5 000 рублей;
  • для юридических — 30 000 — 50 000 рублей.

При повторном нарушении профстандартов, требуется оплатить штраф в размере:

  • для должностных лиц — 10 000 — 20 000 рублей;
  • для юридических — 50 000 — 70 000 рублей

Для поддержания профстандартов в любой сфере деятельности, необходимо периодически повышать квалификацию. Ведь с течением времени меняются многие правила и нюансы при выполнении той или иной работы.

Для увеличения квалификационного уровня, работодателю следует провести тестирование среди своих работников.

Проанализировав полученные результаты тестов, можно сделать выводы о том, каких знаний и навыков не хватает персоналу и определить действия для достижения профстандартов по закону. Неполное соответствие работника профстандартам можно исправить.

Для достижения, установленных законом профстандартов, нужно:

  • составить проект, по итогам которого будут достигнуты все необходимы стандарты;
  • конкретизировать метод достижения необходимого результата;
  • определить конкретный период времени, который понадобится для достижения результатов;
  • установить метод проверки знаний по окончанию проекта.

Для рабочего персонала важна, в первую очередь, мотивация персонала. Чтобы достигнуть установленных профстандартов, каждый работодатель вправе создавать свою поощрительную систему. Примерами мотивации труда работников могут быть:

  • денежная прибавка в конце месяца к основному окладу, в связи с перевыполнением рабочего плана;
  • премии за успехи в работе;
  • предоставление внеочередного выходного;
  • организация корпоративного мероприятия, если весь коллектив достигнет определенных результатов;
  • другие способы мотивации для достижения уровня профстандартов на усмотрение руководителя.

Для всех работодателей создание такого проекта на рабочем месте выгоднее, чем наем нового персонала и обучение его с нуля.

Изучите так же ФЗ об образовании в последней редакции.

Скачать Федеральный закон 122

Для ознакомления со всеми нюансами установления порядка профстандартов, необходимо ознакомиться с законодательными актами, которые их регламентируют.

Все вопросы, касающиеся трудоустройства, осуществление своих обязанностей, больничного, оплачиваемого отпуска, полномочия трудовой инспекции и т.д. указываются в Федеральном Законе ТК РФ.

Скачать Трудовой Кодекс в последней редакции можно по ссылке.

Чтобы узнать все аспекты предоставления профессионального образования, следует изучить весь тест ФЗ № 273. Скачать настоящий ФЗ можно тут.

Внесенные изменения и дополнения после 1 июля 2016 года в вышеуказанные закону содержатся в ФЗ № 122. Скачать закон«О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» можно здесь.

За какие нарушения грозит привлечение к административной ответственности описано в КоАП России. Ознакомиться с полным текстом настоящего кодекса можно по ссылке.

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста Задать свой вопрос можно в форме ниже, в окошке онлайн-консультанта справа, внизу экрана или позвонив по номерам (круглосуточно и без выходных):

Источник: https://210fz.ru/zakon-o-profstandartax/

Новое в трудовом законодательстве в 2016-2017 года

Закон о профстандартах: что изменилось в оформлении трудовых отношений

Ежегодно Правительство РФ вносит изменения в действующую законодательную базу, в том числе, появляется новое в трудовом законодательстве в 2016 году.

Уже сегодня некоторые вносимые изменения вступили в законную силу, а некоторые еще являются законопроектами и ждут своего часа, практически все правовые акты направлены на защиту прав трудящихся.

Рассмотрим ожидающие нас новшества более подробно.

Изменения в трудовом законодательстве 2016-2017

Первое изменение, которое волнует все работающее население нашей страны – график отдыха в дни праздников. Постановлением Правительства РФ утвержден график дней отдыха для граждан, работающих пять дней в неделю. Данная информация внесена в производственный календарь и является открытой и доступной каждому желающему. В 2017 году на выходных будет на 3 дня меньше чем в 2016-ом.

Выходные и праздничные дни 2017 года:

  • Новогодние каникулы продлятся с 01 января по 8 января;
  • Отдых в связи с Днем защитника отечества определен 23-24 февраля (22-го числа сокращенный рабочий день);
  • Выходной будет в международный женский день 8-го марта (7-го сокращенный рабочий день);
  • день Солидарности 1 мая и День Победы с 8 по 9 мая;
  • День России будем отмечать 12 июня;
  • День Народного единства 6 ноября.

С начала 2016 года вступает в силу закон о запрете заемного труда (аутсорсинг, аустаффинг). Теперь нельзя будет сдавать своих сотрудников «в аренду». Использование заемного труда теперь предоставлено только частным агентствам занятости. Но и они вначале должны пройти аккредитацию в Роструде.

Да и требования для прохождения аккредитации достаточно строгие:

  • Уставной капитал данного агентства должен быть не менее 1 миллиона рублей;
  • Необходимым условием для прохождения аккредитации является отсутствие у юридического лица долгов по любым сборам и платежам (налоговым, соцстрах, ПФ и т.п.);
  • Наличие у руководителя компании высшего образования и опыта аналогичной работы в сфере занятости не менее двух лет за последний трехгодичный период – обязательное условие успешной аккредитации агентства;
  • И еще одним условием аккредитации является отсутствие у руководителя данного предприятия судимости по уголовным экономическим статьям и статьям против личности.

Прием заявок от агентств на аккредитацию соответствующее ведомство начало уже с ноября 2015 года. Агентства, прошедшие аккредитацию, вносятся в особый реестр, который будет размещен на сайте Роструда.

Со второго полугодия 2016 года вступил в силу закон об обязательном применении профстандартов.

Если до 2016 года данная мера была рекомендуемая, то с 01 июля 2016 года все работодатели при оформлении трудовых отношений с наемным работником должны применять соответствующий должности профстандарт.

Все профессиональные стандарты (около 550) имеются в специальном реестре, размещенном на сайте Минтруда РФ. Новшество в ТК РФ 2016 года направлено на укрепление кадровой политики предприятий.

После того, как в 2015 году было установлено, что использование юридическими лицами печати стало необязательным, возникло много вопросов. Один из них касался проставлению печати в трудовой книжке.

Поскольку однозначного ответа на этот вопрос пока нет, Роструд дал пояснения относительно этой ситуации. В своих разъяснениях Роструд указал, что заверять печатью информацию, внесенную в трудовую книжку, необходимо.

Но отмененную печать предприятия можно заменить печатью отдела кадров.

Новое в трудовом кодексе РФ 2016-2017

С начала 2017 года вступит в силу уже принятый закон о новом документе, необходимом для устройства на работу.

Теперь при оформлении трудовых отношений с наемным работником, работодатель обязан потребовать от него, наряду с обычным пакетом документов, справку об отсутствии административного наказания в связи с употреблением наркотиков и психотропных веществ без врачебного назначения. Но это только в том случае, если на данную должность, в соответствии с законодательством, не могут быть приняты сотрудники, имеющие данные нарушения.

Как уже отмечалось, помимо вступивших в законную силу правовых актов, существует еще часть законопроектов, которым только суждено начать свою работу в 2016 году.

Планируемые изменения в трудовом законодательстве:

  • Один из законопроектов, находящийся на стадии публичного обсуждения, предлагает отменить ведение трудовых книжек для предприятий с небольшим количеством сотрудников. Оформление трудовых отношений ограничить заключением трудового договора.
  • Принятый в первом чтении законопроект дает право работникам приостановить трудовую деятельность, если работодатель задерживает выплату заработной платы более чем на 15 дней. В данном документе предлагается оплачивать время прекращения работы по среднему тарифу.
  • По рассмотренному Советом ГД ФС РФ законопроекту проводимая каждый год индексация заработной платы сотрудников должна быть не ниже регионального размера индексации зарплаты.
  • Одним из законопроектов, также рассмотренным Советом ГД ФС РФ, предлагается увеличение срока оплаты пособий по уходу за ребенком от 1,5 до 3 лет. И определение суммы пособия: по уходу за одним ребенком – принятый прожиточный минимум, по уходу за вторым, третьим и последующими детьми – два принятых прожиточных минимума.
  • Планируется внесение изменений в оплату больничного листа. Так, 100% оплата периода потери трудоспособности будет производиться только тем работникам, стаж работы которых составил 15 и более лет. Тем, кто проработал от 8 до 15 лет, оплачиваться больничный лист будет в размере 80% от среднего заработка. Все остальные работники (со стажем менее 8 лет) получат денежную компенсацию в размере 60% среднего заработка. Болеть будет невыгодно;
  • Высказана инициатива заменить продолжительные новогодние каникулы дополнительным оплачиваемым отпуском в размере 10 дней, в любое удобное время. Это сократит простой предприятий и положительно скажется в целом на экономике страны.

Анализируя нововведения в трудовом законодательстве 2016-2017 года, мы видим, что политика Правительства Российской Федерации в сфере трудовых отношений направлена на улучшение условий труда граждан и стабилизацию экономического положения страны.

Источник: https://ktovdele.ru/novoe-v-trudovom-zakonodatelstve.html

Федеральный закон о профессиональных стандартах: официальный текст и изменения

Служебные обязанности и профессиональную этику регламентирует Трудовой Кодекс РФ. В документе содержится следующая информация:

  • порядок действия профстандартов;
  • условия для применения норм;
  • квалификационные требования к служащим;
  • прочие сведения, относящиеся к рабочим моментам.

Непосредственно профессиональные стандарты регламентирует ФЗ 122, который предусматривает внесение изменений в некоторые законодательные акты, в том числе в Трудовой Кодекс. Правовой документ был одобрен федеральными парламентариями в 2015 г., а вступил в силу с 2016 г.

Официальный текст законопроекта состоит из 5 статей:

  • в первом разделе определены поправки, которые были внесены в ТК РФ;
  • во 2 статье приведены одобренные в законе «Об образовании в РФ» изменения;
  • 3 статья регламентировала правки в документ «О техническом регулировании», но утратила силу;
  • 4 раздел касается полномочий федеральных органов по установлению действующих стандартов;
  • в 5 статье указана дата вступления закона в силу.

Изменения в законодательных актах

После принятия и вступления в силу нового законопроекта начали действовать предусмотренные в нем изменения. Предлагаем ознакомиться с основными правками, внесенными в Трудовой Кодекс и в закон об образовании.

Поправки в Трудовой Кодекс

Согласно действующему законодательству, с 2016 года предусмотрена новая редакция ТК РФ. Изменения коснулись нескольких статей и подразделов документа.

Статья № 195.1

В разделе собрана информация о квалификации служащих и о действующих профессиональных стандартах. Закон определяет квалификацию как совокупность знаний, опыта и умений работника. Профстандарты представляют собой оценку знаний. Подтверждение квалификации необходимо, чтобы сотрудник надлежащим образом исполнял свои обязанности.

Статья № 195.2

Следующая статья определяет процедуру установления профессиональных норм. Полномочия возложены на федеральное правительство, однако утверждение должно осуществляться трехсторонней комиссией по социально-трудовым отношениям.

Статья № 195.3

В действующей редакции указан порядок применения квалификационных норм. Эти полномочия также возложены на правительство и трехстороннюю комиссию. Согласно законодательному акту, определяются требования к следующим организациям:

  • российским негосударственным фондам;
  • государственным учреждениям и корпорациям;
  • муниципальным ведомствам.

Читать так же:  Закон об административном надзоре в 2019 году

Поправки в закон «Об образовании в РФ»

Некоторые нововведения коснулись закона об образовании. Изменилась формулировка двух статей документа.

Статья № 11

В данном разделе содержится информация о некоторых федеральных требованиях. Принятые нормы предназначены для реализации следующих целей:

  • добиться единства образовательного пространства на территории всей России;
  • повторение программ образования;
  • формирование программ обучения для разных категорий учащихся;
  • появление гарантии от государства на получение качественного образования.

В действующем законе указаны требования по отношению к:

  • комплектованию и делению на разные уровни сложности программ обучения;
  • результатам, которые должны продемонстрировать учащиеся после освоения темы.

Статья № 73

В следующей статье дополнены некоторые положения, относящиеся к организации обучения специалистов. В ней содержатся следующие понятия:

  • получение профессии имеет главную цель – приобретение квалификационных умений в определенной сфере, получение практических знаний по использованию технического оборудования;
  • профессиональное обучение должно быть бесплатным, если человек ранее получил аттестат о среднем общем образовании. В случаях, предусмотренных в законодательстве, учеба также является бесплатной;
  • образовательные учреждения могут быть учреждены в удобной форме, однако при этом не должны быть нарушены положения действующего законодательства;
  • срок, в течение которого проводится обучение, устанавливается в зависимости от выбранной профессии. Для каждого вида деятельности законом предусмотрен определенный период.

Повышение профессиональной квалификации

Законопроект устанавливает требование об обязательном прохождении курсов повышения квалификации. Это необходимо для того, чтобы поддерживать профессиональный опыт и следовать за изменяющими тенденциями.

Документ предписывает работодателям проведение периодических квалификационных тестов для установления истинных знаний служащих. Полученная на основании тестирования информация даст представление о том, каких навыков не хватает сотрудникам, и что можно предпринять для повышения их знаний.

Все работники должны соответствовать действующим профессиональным стандартам. Для соблюдения законодательства необходимо:

  • разработать программу, позволяющую служащим получить необходимый опыт;
  • определиться с методами достижения целей;
  • установить временной отрезок, в течение которого сотрудники должны повысить свою квалификацию;
  • провести финальное тестирование после завершения образовательной программы.

Работники будут стремиться усвоить новые знания, если при этом будут чувствовать мотивацию. Нанимателям рекомендуют разработать систему поощрений. Чаще всего применяется одна из следующих схем:

  • денежная премия, которая начисляется по итогам месяца. Ее размер может зависеть от выполнения трудового плана;
  • прочие поощрительные выплаты;
  • назначается дополнительный отгул;
  • мотивацией для коллектива часто является проведение корпоратива. Это стимулирует служащих выполнять установленный руководством план;
  • могут использоваться прочие поощрительные методы на усмотрение начальства.

Читать так же:  Запрет на выезд за границу в 2019 году

Практика показывает эффективность бонусных систем в улучшении трудовой статистики.

Штрафы за нарушение ФЗ 122

Все правила, касающиеся установления и действия квалификационных норм, определяют несколько законодательных актов: Трудовой Кодекс, постановление Правительства, закон Министерства труда.

Согласно действующей редакции документа, полномочия по соблюдению принятых требований возложены на государственную трудовую инспекцию.

Ведомство может инициировать внеплановую проверку, а при выявлении нарушений действующего законодательства виновные лица будут привлечены к ответственности.

Правовой акт предусматривает административную ответственность. Суммы штрафов прописаны в Кодексе об административных правонарушениях. Они составляют:

  • от 1 до 5 тыс. руб. для должностных лиц;
  • от 30 до 50 тыс. руб. для организаций.

Если ГИТ выявит повторное несоблюдение требований закона, денежные санкции будут увеличены:

  • от 10 до 20 тыс. руб. для должностных лиц;
  • от 50 до 70 тыс. руб. для организаций.

Скачать текст закона о профстандартах

Вы можете скачать закон о профстандартах по следующей ссылке. В действующей редакции законопроекта собрана информация обо всех изменениях в правовых документах, которые связаны с установлением квалификационных норм.

Также предлагаем скачать Трудовой Кодекс, поскольку именно в нем отражены основные сведения о процедуре установления профессиональных стандартов. Кроме того, в действующей редакции содержится информация о вопросах трудоустройства, правах и обязанностях служащих и работодателей, нюансах оформления больничного листа и оплачиваемого отпуска и проч.

ФЗ 122 также предусматривает внесение поправок в закон «Об образовании в Российской Федерации». Потому специалистам следует изучить и этот юридический документ.

В нем указаны аспекты, касающиеся получения профессионального образования.

Отдельно стоит отметить Кодекс об административных правонарушениях РФ, в котором описаны случаи несоблюдения законодательных норм и ответственность, предусмотренная за различные нарушения.

Профессиональная деятельность в России определяется не только должностными обязанностями сотрудников, но и их квалификационными знаниями. Закон о профстандартах устанавливает разные критерии оценки умений служащих и предусматривает административные взыскания за несоблюдение норм.

Источник: https://zakonoved.su/zakon-o-professionalnyh-standartah.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.